Будьте с нами!


Добровольный социальный год: вопросы и ответы

31 Июля 2019

Чем занимаются волонтеры, как учатся понимать своих подопечных и почему выгорание – это еще не конец, рассказывает Анна Тульская, руководитель волонтерской службы СПб БОО «Перспективы».

Под ее руководством свой год прожили пять разных выпусков Добровольного социального года. Сейчас Анна с координаторами волонтеров готовится к новому волонтерскому году, проводит семинары и собеседования для тех, кто хочет изменить свою жизнь и жизни других людей.



«Работать с волонтерами – значит, вечно ощущать себя живым, - рассказывает Анна. – Они заряжают живой, молодой энергией. Это не про возраст, это про ее качество. Все наши волонтеры особенные. Нигде больше ты разом не встретишь столько интересных, глубоких людей. Они все очень разные, но что-то их объединяет, чему еще нет подходящего слова. Для меня очень важно слышать ту обратную связь, которую они дают. Они рассказывают, как поменялась их жизнь за этот год, а кто-то говорит, что это был лучший год в их жизни. А когда я понимаю, что тоже поучаствовала в этом процессе, внесла свою лепту, все наполняется смыслом».

VHQJwTXw4EI.jpg


Что за люди решаются на Добровольный социальный год?


У нас в организации есть волонтеры иностранные и российские. Иностранцы, которые к нам приезжают – это, в основном, вчерашние школьники. В Германии программа Добровольный социальный год существует уже лет 50 и поддерживается правительством. Для них этот год – хорошая возможность передохнуть после школы, вырасти, понять себя, свои стремления, посмотреть мир. Их мотивацией может быть русский язык и культура, особенно если есть родственники из России или русские корни.

Российские волонтеры обычно постарше, сейчас средний возраст 24-25 лет. В прошлом году самому юному волонтеру было 16, а старшему - немного за 40. Это в основном те люди, которые уже отучились, поработали и в какой-то момент стали сомневаться: а тем ли путем я иду, этому ли хотел научиться? Это такой переломный момент, когда люди начинают искать себя. Не кризисное состояние, не болезненное, а конструктивный ответ на вопрос – что дальше? И тогда волонтёрский год становится для них паузой, временем, чтобы испытать себя, выстроить новые ценности, встретиться с собой настоящим.

Есть еще одна самая глубокая мотивация, как и каждого из нас – это потребность быть нужным.

Как организован Добровольный социальный год?


В этом году потенциальные волонтеры сначала проходят ориентировочный семинар, где с помощью различных заданий размышляют о своем участии в волонтерском годе. Это возможность определиться, готов ты к Добровольному социальному году или нет, задать любые вопросы волонтерам, которые уже прошли программу. Затем экскурсии в проекты –непосредственная возможность соприкоснуться с учреждением, с жизнью подопечных в нем. После них человек проводит три пробных дня уже в роли волонтера; за это время он может принять решение – остаться в программе или нет. И если сопровождающий его педагог или куратор тоже согласен, то мы подписываем в офисе договор и поздравляем с началом Добровольного социального года. В среднем, Добровольный социальный год проходят 30-35 человек в год. Они разделяются по программам; в этом году мы набираем волонтеров в детский дом в Павловске, в Психоневрологический интернат №3 в Петергофе, в центры социальной реабилитации Приморского и Невского районов, в школу №31.

Волонтер прикрепляется к группе из 6-8 подопечных, с которыми и взаимодействует в течение всего года. Как это происходит? В какую-то комнату может быть нужен именно молодой человек, а в какую-то девушка по гигиеническим соображениям. В группу, где ребята говорят, могут определить русскоязычного волонтера, чтобы они могли общаться. Важен и темперамент: кому-то ближе активный темп, кому-то спокойный – они смогут работать с более слабенькими ребятами. Иногда в течение года волонтер меняет группу. Ведь бывает, что контакт не складывается.

5GiJeECgAzU.jpg


Поддержка волонтеров в течение года: семинары и общение

У каждого волонтера есть координатор или куратор. Именно он и распределяет волонтеров по комнатам и группам, дает определенные задачи. В течение всего года они поддерживают волонтеров, объясняют, как и что делать.

Первые две недели - это постепенный ввод волонтера в деятельность. На этом этапе проводятся встречи с координатором и педагогами, много говорится о правилах, безопасном поведении в учреждениях и с подопечными. Волонтеры читают документы по своим подопечным, узнают, что они любят, а чего не любят, об их возможностях и потребностях. Среди документов есть финальный отчет от предыдущего волонтера, своего рода передача дел.

После координатор собирается с волонтерами, спрашивает, как у него дела, отвечает на вопросы волонтера. Через месяц мы проводим вступительный семинар. На нем мы рассказываем про организацию, ее историю, чтобы волонтеры понимали, частью чего они являются. Следующий этап семинара проводится по программам: подробно обсуждается миссия и роль волонтера в каждой из них. Затем вместе с волонтерами мы делаем презентацию программ между собой.

Также после первого месяца в проекте волонтеры проходят обучающий семинар. На нем обсуждаются самые главные темы – коммуникация, кормление и гигиенические процедуры с подопечными, а также безопасное перемещение и позиционирование. Мы принципиально не делаем такие семинары до того, как волонтеры не выйдут в проекты. Важно, чтобы у них уже появились собственные вопросы: а как усадить поудобнее подопечного, как научить держать ложку, если он не умеет.

Важная тема, которая звучит на всех семинарах – это личностный рост волонтера. В начале программы они фиксируют свои цели, потом мы забираем эти листочки и возвращаемся к целям через полгода. Хорошая практика – писать себе письмо в будущее.

Самый сложный момент наступает через полгода. Февраль, зима уже так долго, у всех падает мотивация, у волонтеров в том числе. Здесь мы стараемся их подхватить, мы делаем двухдневный семинар, на котором говорим о мотивации: как она менялась, почему, что вообще произошло за последние полгода. Иногда самому волонтеру сложно отследить, изменился ли он, изменился ли подопечный. А на семинаре создается такая атмосфера, в которой проще сосредоточиться на переменах. Это сильно поддерживает, мотивирует продолжать.

В конце года мы проводим заключительный семинар, говорим об итогах, о дальнейших планах, о полученном опыте. Кроме семинаров, еще есть поддержка психологов. Раз в квартал мы организуем групповые супервизии, на которых волонтеры из разных программ собираются вместе. Это такая «антивыгорательная мера».

«Приходите и говорите», - каждый раз напоминаем мы волонтерам. Очень важно, чтобы все сложности, возникающие в процессе общения волонтера с подопечным или с персоналом, проговаривались. Для этого каждый месяц волонтеры конкретной программы встречаются со своим координатором и педагогами.

Еще хорошей поддержкой является сама команда. Это такое дружеское сообщество, где собираются очень разные люди и неважно, у кого какое образование, социальный статус, семейное положение. За год очень часто складываются близкие отношения среди волонтеров, многие находят настоящих друзей. 


Что делает волонтер?

Волонтер – друг подопечного. У некоторых подопечных есть педагог или кто-то из государственного персонала: нянечка или санитарка. У педагогов, например, есть определенные планы и цели по каждому подопечному. Государственный персонал закрывает базовые потребности подопечных. А волонтер часто смотрит на подопечного не как на человека с теми или иными нарушениями, а как на человека с теми или иными привычками, с тем или иным характером, старается узнать его ближе.


Основное дело волонтера – дружеское участие в повседневных делах подопечного. Рутина, то есть повторяемость, есть в каждой программе. Для особых ребят важна стабильность и узнаваемость, но тем не менее, каждый день уникален. Меняется настроение, происходят какие-то события; и волонтёр, и подопечный вместе проживают эти изменения. Волонтеры участвуют в кормлении, помогают чистить зубы, переодеваться, совершать гигиенические процедуры. В свободное время они выбирают какое-то дело по интересу: рисовать, гулять, слушать музыку, читать вслух. Прогулки – это очень важный момент, потому что ребятам без волонтера практически не с кем выйти за стены интерната. Часто волонтер сопровождает ребят на выездах на экскурсии в музеи, на концерты.


Волонтер – это новые идеи, которые меняют жизнь подопечного


Волонтер приходит в программу, и у него свежий взгляд человека извне. И очень здорово, когда волонтеры привносят свои идеи. Даже если они кажутся безумными, мы стараемся дать им жизнь.

Например, в этом году волонтеры предложили, чтобы подопечные из интерната в Петергофе побывали в гостях в нашем доме сопровождаемого проживания в Раздолье. Они жили там дней десять, а вместе с ними посменно жили волонтеры. Конечно, для подопечных это был уникальный опыт, может быть, самые яркие дни жизни за последние годы.

Кто-то из волонтеров по своей инициативе проводил музыкальные занятия, а один парень из Франции предложил совершенно новое занятие – инклюзивный баскетбол, BASKIN. Там на поле выходят как профессиональные игроки, так и наши подопечные. У каждого своя роль, поэтому играть никому не скучно. Этот баскетбол для ребят из программы «Семейная поддержка» стал новым витком, историей, очень сблизившей волонтеров, подопечных и их родителей.

Каждый волонтер что-то меняет в жизни подопечных. Кто-то научится держать ложку, кто-то перестанет бояться подниматься по лестнице, кто-то, раньше никогда не проявлявший никаких эмоций, вдруг громко рассмеется. Все эти маленькие изменения возможны благодаря тому, что волонтер пришел, разглядел потенциал в человеке и раскрыл его; поэтому очень важно, что волонтер проводит с подопечными пять дней в неделю.

Добровольный социальный год - школа замедления 

Когда волонтер только приходит в проект, ему хочется что-то очень-очень активно сделать, максимально и быстро помочь подопечному, может быть, сделать за него. Потом человек смотрит, ага, так не работает, ну-ка подожду, понаблюдаю. Волонтер начинает наблюдать и понимать, кто на что способен, чему подопечный улыбается, а отчего грустит, что ему на самом деле интересно. Так постепенно человек замедляется, учится находиться здесь и сейчас. Эти слова – «здесь и сейчас», вообще девиз Добровольного социального года. Именно из этого состояния волонтер может увидеть в подопечном потенциал и то, как его можно раскрыть.

В какой-то момент волонтер заболевает или берет пару дней отдыха, а когда возвращается в группу, видит, как его узнали, как ему рады. Это для многих самый яркий момент в году. По-настоящему увидеть, как ты нужен, как к тебе привязались. Это очень мотивирует продолжать помогать дальше.

Принятие

Выгорание – это не отчаяние, не знак, что пора уходить, а процесс, который происходит со многими в помогающих профессиях. Первые три месяца волонтер пытается понять, что происходит вокруг, как изменилась его жизнь, что за люди его окружают, что за учреждение, в котором он находится. Потом происходит осознание: «Ага, это мои подопечные, это мои коллеги, теперь это мое место», а потом разочарование «Я вот это делаю, а имеет ли оно смысл, какой? Делаю каждый день одно и то же, это ничего не принесёт, они так и будут жить в этом интернате». В такой момент волонтеры иногда начинают выгорать. Уже накопилась усталость, и не видно никаких изменений, не видно своего вклада.


Но это не конец. Дальше происходит принятие. «Да, я не переверну весь мир, мой подопечный не заговорит, не пойдет и не выйдет завтра из интерната, но насколько я могу, настолько сделаю его жизнь ярче и радостнее в те минуты, когда с ним нахожусь». Эти, пусть даже короткие, минуты радости лучше, чем их отсутствие вообще. И когда приходит принятие, волонтеры начинают ценить эти моменты. Они вместе с подопечными радуются, вместе грустят. И это маленькая жизнь.


Записала: Дарья Завьялова 


Что можно сделать прямо сейчас?

Сейчас на Добровольный социальный год «Перспективы» приглашают 12 человек.

Задать свои вопросы по телефону 970-72-40 или через электронную почту volunteer@perspektivy.ru

Зарегистрироваться на отборочный семинар, который состоится с 27 по 28 августа и 4 сентября.

На семинар необходимо принести:

- биографию в виде резюме; 

- мотивационное письмо с ответом на вопрос "Почему я хочу пройти свой Добровольный социальный год (в свободной форме); 

- флюорографию для экскурсии на проект. 


Вернуться в новости