Как лучше всего помочь особой семье?
">
13 мая «Перспективы» провели круглый стол «Системная поддержка лиц с ментальными особенностями и их семей в Санкт-Петербурге: перспективы развития».
На него собрались коллеги из Центров социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов (ЦСРИДИ) Кировского, Приморского, Невского, Пушкинского, Центрального, Красносельского районов Санкт-Петербурга; городского Центра социальной реабилитации инвалидов; руководители Комплексных центров социального обслуживания населения (КСЦОН) Приморского и Пушкинского районов; руководители Центра организации социального обслуживания (ЦОСО); представитель Центра семьи Приморского района; представители Дома социального обслуживания «Вместе» (ДДИ № 4); ДСО «Иверский» (ПНИ № 10); наших партнёрских организаций: «Один, два, все», ГАООРДИ, «Партнёрство каждому ребёнку», БФ «Родительский мост». Аппарат Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге представляла Светлана Илларионовна Раковская – начальник отдела по защите прав граждан на адресную помощь.
Участники обсуждали, как наиболее эффективно и деятельно выстроить поддержку особых семей, которые воспитывают детей и взрослых людей с тяжёлой инвалидностью. Так, чтобы семья получала всю необходимую информацию и помощь на всех этапах, начиная от рождения малыша.

В Санкт-Петербурге ситуация с социальными и образовательными сервисами лучше, чем в других регионах. Но всё равно особые семьи сталкиваются с большими сложностями.
Перед круглым столом «Перспективы» провели опрос среди родителей особых ребят, в котором поинтересовались, откуда они узнают информацию о помогающих организациях (на 1 месте сарафанное радио, на втором – интернет); насколько доступна такая информация в Петербурге (доступна лишь частично, ответило большинство родителей); сталкивались ли они с трудностями при оформлении социальных услуг (ответы разделились почти поровну).

Участники круглого стола тоже говорили о проблемах, с которыми сталкиваются семьи. Это и нежелание школ принимать «тяжёлых» ребят на обучение в классе: максимум, что им предлагается – надомное образование. А ведь школа для особой семьи – это не только возможность интегрировать ребёнка в общество, но и в целом нормализовать жизнь благодаря передышке, которую получают родители. Это и информационный вакуум на протяжении многих лет: сначала родители не знают, где получить раннюю помощь, потом – какие услуги полагаются им в районных Центрах социальной реабилитации и так далее. Нередки случаи, когда родители и семьи настолько устали, опустошены, выгорели, что даже не пытаются получить помощь, которая есть. Получается, что даже при наличии формальных возможностей семья остаётся в изоляции и без поддержки.

Как можно изменить ситуацию? Во-первых, необходимо выстроить чёткое межведомственное взаимодействие: первыми встречают особые семьи в роддоме и поликлинике – то есть системе здравоохранения, потом к ним добавляются детские сады, школы – система образования, а также социальной помощи. Важно, чтобы каждая из этих систем была заинтересована и мотивирована помогать особым семьям, информировать их и бережно «передавать» их из своих рук в руки других.
Как сформировать это поле для сотрудничества? Как системам начать эффективно взаимодействовать на благо семей, где воспитываются дети с тяжёлыми множественными нарушениями развития? На инфовстрече, которая предшествовала круглому столу и прошла в апреле, специалисты «Перспектив» поделились с коллегами нашим опытом организации системной поддержки семей, которая отвечает на все основные их запросы. А на этом круглом столе о том, как выстроена работа по принципу кейс-менеджмента, рассказали специалисты из организации «Партнёрство каждому ребёнку».
И представители НКО, и сотрудники государственных учреждений сходятся во мнении: в сфере социальной помощи как нигде больше для человека важен человек. Даже если поднять спектр услуг, их качество, уровень информирования на большую высоту, у большинства родителей не будет ресурса, чтобы всем этим эффективно и своевременно пользоваться. Рядом с особой семьёй должен быть социальный куратор (координатор), которому можно рассказать о проблеме, а он будет её решать с привлечением самых разных возможностей.

Идею важности такой чуткой, глубокой работы с семьёй поддержали наши коллеги из фонда «Родительский мост»: они помогают «Перспективам» работать с семьями, которые стоят в очереди на помещение ребёнка в интернат. Сейчас фонд курирует 8 таких семей. Опыт их специалистов подтверждает: когда профессиональный куратор решает проблемы конкретной семьи, это более эффективно, чем разрозненная поддержка.
Пока ещё нет чёткого понимания, к какой структуре должен относиться этот человек. Например, Мария Анфимова, заместитель директора Центра организации социального обслуживания (СПб ГКУ «ЦОСО»), отметила, что ряд задач такого соцкуратора уже есть в задачах социальных участковых – специалистов районных бюро этого Центра. Так что, можно сказать, прообраз социального кураторства на государственном уровне в Санкт-Петербурге существует. Возможно, решение в том, чтобы дополнить их задачи.
А может быть, социальные кураторы должны быть при учреждениях: в роддоме, в поликлинике, в школе?
Это была первая серьёзная вдумчивая встреча по системной поддержке, которую организовали «Перспективы». Все предложения будут обработаны и станут основой для дальнейшего диалога, из которого, возможно, вырастет что-то большее. Например, в программу общественно-государственного партнёрства по выстраиванию системной поддержки семей и развития соцкураторства в регионе.
Благодарим гостеприимство отель «Индиго», где состоялось мероприятие!


* Работа нашей программы «Семейная поддержка» ведётся с использованием пожертвования Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь», а также благодаря посильной помощи каждого из вас.
#в_центре_внимания_семья #разные_семьи_равные_возможности #школа_для_каждого