Связь с родителями — приоритет

">
«Перспективы» выпустили методическое пособие, посвященное поддержке родительской ответственности за детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), проживающих в интернатах. 
21 Марта 2022

«Перспективы» выпустили методическое пособие, посвященное поддержке родительской ответственности за детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), проживающих в интернатах. Оно будет полезно как для сотрудников социальных отделов государственных стационарных учреждений, так и для специалистов и волонтеров некоммерческих организаций.



В этом пособии мы попытались описать свой опыт и выводы, к которым пришли за годы работы в данном направлении. На протяжении всей нашей деятельности вопрос вовлечения родителей в жизнь детей в интернатах и при переводе их во взрослые учреждения является одним из главных. 


«Долгое время помещение родителями своих детей с тяжелой инвалидностью на постоянное проживание и обслуживание в детские казенные учреждения считалось не только нормой, но и поощряемым выбором семьи», -- пишут авторы пособия. -- Сразу после рождения такого ребенка врачи, акушеры, медсестры уверенно предлагали маме отказаться от него, уверяя, что сама она не сможет о нем достойно позаботиться, а в специальных учреждениях для таких детей созданы все условия. Что там им будет лучше, а «вы себе здорового родите».


В итоге даже те, кто изначально не планировал отказываться от ребенка, под давлением специалистов начинали сомневаться, оставлять его в семье или нет. А задуматься действительно было над чем. Без выстроенной системы комплексной поддержки семей, воспитывающих детей с ТМНР, перед родителями встает перспектива социальной изоляции, риск разрушения супружеских уз из-за тяжелого бремени заботы. Действительно, если оставить такого малыша дома, то уже невозможно будет вести привычный образ жизни, работать, встречаться с родными, друзьями. «Особый» ребенок требует колоссальных -- физических и моральных – ресурсов. 


При этом никто не задумывался о том, насколько важна для любого ребенка связь с родителями. Отдавая, а точнее будет сказать, сдавая своих детей в казенные социальные учреждения, родители фактически не несли никакой ответственности в дальнейшем. Никто не отслеживал, навещают ли они с определенной регулярностью своих детей, участвуют ли в их повседневной жизни. Родители не обязаны были сопровождать своих детей в больнице в случае госпитализации, проводить вместе летний отпуск, обеспечивать личными вещами, техническими средствами реабилитации (ТСР) и всем необходимым, и вместе с тем не были никак поражены в своих родительских правах. Фактически они могли после размещения своего ребенка в детский интернат никак не участвовать в его судьбе до совершеннолетия, приезжая только по запросу администрации для подписания тех или иных формальных документов.


Целенаправленной работы по вовлечению родителей в жизнь ребенка в интернате в учреждениях страны, как правило, не велось. А уж тем более ни сами учреждения, ни органы опеки до сих пор не рассматривают в качестве рабочих задач возвращение детей с тяжелой инвалидностью в кровные семьи, предотвращение их попадания в интернат посредством помощи семье в кризисной ситуации.


Ситуация стала потихоньку меняться с 2012 года после ратификации РФ Конвенции ООН о правах инвалидов и принятия Национальной стратегии действий в интересах детей, в которой ключевым значился принцип приоритетности проживания ребенка, в том числе с инвалидностью, в семье».


Полностью пособие можно прочитать здесь: методическое пособие, посвященное поддержке родительской ответственности за детей с ТМНР.



Вернуться в новости


Наши партнеры: