Наша история


Dina und Kirjuscha Pawlowsk.jpg

Как все начиналось

«Перспективы» – организация помощи детям-инвалидам и взрослым с 1996 года.

В 1996 году, благодаря медбрату-волонтеру Доминику Шлуну и славистке Маргарете фон дер Борх началась работа в Детском доме-интернате № 4 в Павловске, где на тот момент сложилась бедственная ситуация: на почти две сотни детей с тяжелыми нарушениями развития, живущих в 4-м корпусе (отделение милосердия), было лишь несколько медиков и дежурящих посуточно санитарок. Дети считались «необучаемыми», поэтому никаких занятий с ними не проводилось: бесконечный «тихий час» продолжался весь день. 
Маргарета и Доминик решили изменить ситуацию и стали первыми волонтерами, которые стали комплексно заниматься детьми с тяжелыми нарушениями.

 


Организация помощи детям-инвалидам

За четыре года – с 1996 по 2000 – «Перспективы» развили в четвертом корпусе активную деятельность. Появились первые волонтеры и специалисты, которые занимаются с детьми. Стремительно стала снижаться смертность живущих там детей: с 52 до 35 в год.

В 1999 году была создана «Малая школа», цель которой – дать ребенку в интернате знания и навыки, обычно известные из семьи. В 2000 году появляется «Сад» – пространство игры и общения, знакомства друг с другом и взрослыми, подготовка к дальнейшим занятиям для самых активных детей. За 10 лет существования проекта более 50 детей стали ходить, осваивать коляски, произносить первые слова. Открылась первая группа «Адаптации», дающей «новеньким» детям, только поступившим в ДДИ, повышенное внимание, лучший уход и поддержку. К 2002 году смертность удалось сократить до 18 человек в год – благодаря всесторонней организации помощи детям.


Margareta


Организация помощи инвалидам о
т 18 лет

После достижения 18 лет детям предстоит перевод в интернат для взрослых, уже на всю жизнь. Марии Островской, психологу с опытом работы в закрытых учреждениях, удалось убедить главного врача одного из интернатов Александра Ильина в необходимости постоянного сопровождения наших подопечных. Вслед за ребятами мы последовали в интернат № 3 в Петергофе. Основная задача была – создать условия для занятости ребят, так как дни напролет они просто слонялись по коридорам или проводили время в своих комнатах на 10 человек.

В 2000 году актриса Елена Шифферс создает театральную студию для подопечных: искусство театра становится ниточкой, дающей подопечным свободу самовыражения и общения. В 2001 году в интернате была открыта арт-студия «Перспективы», ставшая окном в яркий мир для многих наших подопечных. Работы занимающихся в студии художников участвовали более чем в 50-ти выставках и акциях, получили высокую оценку искусствоведов, хранятся в частных коллекциях по всему миру.

В 2005 году в интернате прошли первые собрания Совета проживающих – эффективная форма самоуправления и самопомощи проживающих вместе людей с инвалидностью. Тогда же в ПНИ № 3 начинается работа по созданию нового отделения для подопечных «Перспектив» – «Дома для нормальной жизни и работы», где юноши и девушки живут рядом, а работает с ними прошедший двухлетнюю подготовку персонал государственного учреждения.

В 2006 году к занятиям в ПНИ № 3 добавляется курс компьютерной грамотности. В «Компьютерном классе» ребята учатся не только печатать и рисовать на компьютере, но и издают собственную газету и записывают электронную музыку.

В 2007 году Театральная студия «Перспектив» начинает совместную работу со швейцарским интеграционным театром Ilguillaridi Gulliver в международном проекте «Театр без границ».За годы проекта на сценах России, Германии и Швейцарии были созданы уникальные спектакли «Время без слов», «Прогулка» и «Колыбельная ветра», «Здесь и сейчас».

В 2009 году «Перспективы» начали в интернате новую программу организации помощи инвалидам, предназначенную для самых слабых ребят. У 12 самых слабых подопечных появился куратор – человек, который работает лично для них не как волонтер, а как профессионал, заботится обо всех сторонах жизни своих подопечных.

В 2010 году появляются «субботние волонтеры», приходящие к ребятам по выходным – теперь и в субботу в интернате звучит смех, музыка, ребята выбираются на прогулки, рисуют или просто дурачатся вместе!

 First_volunteers

Организация помощи семьям с инвалидами

Со временем становится совершенно очевидно, что главное в организации помощи детям-инвалидам – не допустить попадания ребенка из семьи в интернат, и мы начинаем оказывать кризисную помощь семьям, находящимся на грани передачи ребенка в учреждение. Так в 2000 году появляется и начинает развиваться программа «Семейная поддержка».

В 2003 году наши подопечные из семей впервые выехали отдохнуть на природу. Летний лагерь и сейчас – самое желанное событие, которого ребята ждут целый год.

В 2004 году открывается наш Центр дневного пребывания для детей, на базе которого начиная с 2006 года реализуется проект «Школа для каждого»: появляются два класса коррекционной школы № 25. Впервые дети с такими тяжелыми функциональными нарушениями идут в настоящую школу, а их первыми учителями становятся педагоги «Перспектив».

В том же году в новом помещении на набережной Кутузова, переданном «Перспективам» городом в безвозмездную аренду, открывается Центр дневного пребывания для взрослых. Там ребята с тяжелой инвалидностью старше 18 лет занимаются творчеством, адаптивной физкультурой.

На пути к самостоятельной жизни

В 2011 году первые 10 детей Детского дома-интерната № 4 из отделения милосердия 4 корпуса зачисляются в государственную коррекционную школу, а их преподаватели из «Перспектив» получают статус педагогов надомного обучения. Это стало началом большого пути детей из когда-то закрытых интернатов в настоящую жизнь.

В этом же году «Перспективы» открывают Центр для подготовки особых детей, живущих в семьях, к обучению в коррекционных школах. Для помощи в острых, кризисных ситуациях создается Гостевой Дом, где ребята могут побыть в безопасной и развивающей среде, завести новые знакомства, пока их родители решают проблемы со здоровьем или бытом.

В 2013 году юристам «Перспектив» впервые удалось добиться получения квартиры для девушки из Психоневрологического интерната № 3 Марии. Зимой 2014-го она переселилась в свою квартиру, которую ей помогли оборудовать волонтеры, закончила вечернюю школу и поступила учиться в вуз.

В 2014 году «Перспективы» начали проводить правовые семинары для проживающих во всех восьми психоневрологических интернатах города, где жители получили возможность узнать о своих основных гражданских правах.

В 2015 году мы добились открытия класса для обучения ребят из психоневрологических интернатов Петергофа и Стрельны в вечерней школе Петродворца. Четверо зачисленных в него ребят стали примером для остальных, и еще 10 человек высказали желание пойти в школу.

В 2015 году «Перспективы» открывают Дом сопровождаемого проживания. Он дал шанс четырем ребятам выбраться из ПНИ в вольную жизнь, а трем подопечным из семей — стать максимально самостоятельными. Дом на воле — такое название ему дали сами проживающие – важная модель в масштабах всей страны, пример того, как можно организовать жизнь людей с тяжелыми нарушениями вне огромных интернатов.

В 2016 году появилась «Тренировочная квартира» – первый в Петербурге проект подготовки молодых людей с тяжелой инвалидностью из психоневрологического интерната к сопровождаемому или самостоятельному проживанию. Впервые ребята из интерната, имеющие тяжелую инвалидность, получили возможность учиться жить самостоятельно – с поддержкой специалистов – в течение 4 месяцев. Позже проект стал Квартирой сопровождаемого проживания.