Программа «Дети вне семьи «Павловск»
Работа «Перспектив» началась в 1995 году в Детском доме-интернате № 4 г. Павловска.
Дети, которые жили в четвёртом, самом «тяжёлом» его корпусе, считались необучаемыми и не заслуживающими никаких других перспектив, кроме изучения потолка и стен. С тех пор их жизнь сильно изменилась.
На начало 2025 года «Перспективы» поддерживают 66 детей из этого корпуса: социальные кураторы и волонтёры программы «Дети вне семьи» ежедневно находятся рядом с ними – и создают для них условия, приближенные к жизни обычных детей в семьях, стремятся выстроить вокруг каждого максимально помогающую и принимающую среду.

В 2024 году:
65 индивидуальных программ реабилитации и абилитации (ИПРА) мы пересмотрели в 2024 году.
В течение двух месяцев рабочая группа, в которую входили медицинские работники и старший воспитатель из детского дома-интерната, специалист по адаптивной физкультуре школы № 25 и социальный куратор «Перспектив», изучали ИПРА всех наших подопечных. Ребята растут, поэтому необходимо было провести новые замеры и внести рекомендации по обновлению колясок и получению необходимых технических средств реабилитации, ортопедической обуви, а также средств гигиены. Благодаря изменениям, своевременно внесённым в ИПРА, у каждого из ребят появляется возможность получить действительно необходимые и подходящие именно им вещи и услуги.60 раз нам удалось вывезти подопечных за пределы интерната и организовать для них интересные мероприятия внутри.
На протяжении всего года мы стараемся сделать жизнь и досуг ребят максимально разнообразным. Выходы за забор интерната расширяют их представление об окружающем мире, способствуют социализации. С помощью приглашённых артистов и волонтёров проекта КлоуНадо социальные кураторы и волонтёры проводят яркие и весёлые спектакли, концерты, мастер-классы. Всё это обогащает тактильный опыт ребят, развивает их сенсорные и творческие способности.Для одной из наших подопечных, Сони Горцевской, 2024-й стал годом больших перемен.
Она переехала из детского дома-интерната – но не во взрослый ПНИ, как ей полагалось по привычной схеме, а в Квартиру сопровождаемого проживания «Перспектив» на Предпортовом проезде. Подготовка к этому важному событию шла долго. Соня не раз ездила в Квартиру, чтобы ближе познакомиться с ребятами: вместе они отмечали дни рождения, гуляли, пили чай. Все силы были направлены на то, чтобы адаптация девушки прошла легко и стресс от смены обстановки был минимальным. Сейчас Соня полноценный житель квартиры, со своими посильными обязанностями по дому, любимыми увлечениями, блюдами и местами для неспешных прогулок.
О проблеме помощи детям с тяжелой инвалидностью, оставшимся без семьи
Все дети нуждаются в индивидуальном подходе, а дети с тяжёлыми множественными нарушениями развития – особенно, ведь им необходим ещё и развивающий уход специалистов. Государственные учреждения, вынужденные находиться в жёстких рамках нормативов, не всегда могут оперативно реагировать на быстро меняющиеся потребности детей. Поэтому важна и нужна помощь извне.
Социальные кураторы и волонтёры нашей программы «Дети вне семьи» помогают выстроить вокруг каждого ребёнка максимально принимающую и помогающую среду. Задача социального куратора – объединить на благо подопечного нужных специалистов, привлечь все возможные ресурсы, чтобы его жизнь была максимально приближена к обычной. Чтобы он был окружён заботой, вниманием и любовью настолько, насколько это возможно, живя вне семьи.


Цель программы помощи детям-инвалидам «Дети вне семьи. Павловск»
«Перспективы» стремятся приблизить условия жизни детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, проживающих в стационарном государственном учреждении в том числе лишенных родительского попечения, к условиям жизни обычных детей.
Под обычными условиями жизни мы понимаем:
- 1. Условия, где ребенка принимают как индивидуальную личность, имеющие свои потребности и особенности.
- 2. Условия, где ребенок может развиваться в соответствии со своими особенностями, склонностями и возможностями.
- 3. Условия, где у него могут складываться теплые отношения со взрослым не на основе того, что он является объектом профессиональной деятельности другого (например, врача, медсестры), а на основе дружбы и взаимного интереса.
- 4. Где у ребенка формируются устойчивые, а в идеале – постоянные отношения с эмоционально значимыми взрослыми.
- 5. Условия, где у ребенка есть разнообразие жизненных впечатлений и социальных контактов.
- 6. Условия, при которых он может перемещаться в пространстве и выражать свою волю, интерес, желание, а также имеет возможность выбирать, чем заняться, во что играть, с кем общаться и т.д.
Школа
«Дети с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью необучаемы, зачем им школа?» Такой миф всё ещё бытует в головах многих людей в нашем обществе.
Но к счастью, от этого понятия в нашей стране официально уже отказались.
Каждый гражданин страны, вне зависимости от особенностей здоровья, имеет право учиться. Задачи обучения могут быть разными: от получения образования определённого уровня и направленности до коррекции нарушений и социального развития.
Для детей с тяжёлыми ментальными и физическими нарушениями школа – это не столько привычная нам математика и чтение, сколько приобретение навыков, которые помогут им вести максимально полноценную жизнь, выражать свои желания, общаться с другими людьми.
Когда почти три десятилетия назад Маргарете фон дер Борх, изучавшая в Петербурге русский язык и литературу, оказалась в Павловском детском доме для детей с нарушениями развития, в самом «тяжёлом» его корпусе, главное, что её потрясло – тишина. Никто не плакал, не звал. Дети тихо лежали в кроватках и смотрели в белый потолок. К ним подходили, чтобы покормить и поменять пелёнки.
Но с этого момента их мир начал меняться. Вместе с Маргарет в детский дом пришли волонтёры, которые стали раскрашивать жизнь детей в яркие цвета. В ней появились прогулки, друзья, музыка, занятия, впечатления.
Так у ребят с тяжёлыми нарушениями развития, которых раньше считали необучаемыми, ни на что не способными, появились перспективы. «Необучаемые» получили возможность учиться, «лежачие» — выезжать далеко за пределы интерната, «неговорящие» — объясняться с окружающими. Все стало реальностью, когда за многочисленными диагнозами в них увидели людей.
К 2012 году, благодаря многолетней работе, нам удалось доказать, что обучить новому, полезному и нужному в повседневной жизни, можно каждого ребенка. «Перспективы» инициировали совместную работу Комитета по образованию и Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, и в 2012 году наши подопечные дети из ДДИ № 4 первый раз пошли в школу. И теперь даже невозможно представить, что может быть по-другому.
Ребята посещают разные школы Пушкинского района, к кому-то учителя приходят «на дом». А недавно в 4 корпусе открылся детский сад для самых маленьких наших подопечных.
Поддержка родственных связей
Долгое время помещение родителями своих детей с тяжёлой инвалидностью на постоянное проживание и обслуживание в детские казённые учреждения было не только нормой, но и поощряемым выбором семьи. Сразу после рождения такого ребенка врачи, акушеры, медсестры уверенно предлагали маме отказаться от него.
При этом никто не задумывался о том, насколько важна для любого ребёнка связь с родителями. Целенаправленной работы по вовлечению родителей в жизнь ребёнка в интернате в учреждениях страны, как правило, не велось. Никто не отслеживал, навещают ли они с определенной регулярностью своих детей, участвуют ли в их повседневной жизни.
А уж тем более ни сами учреждения, ни органы опеки не рассматривали в качестве рабочих задач возвращение детей с тяжёлой инвалидностью в кровные семьи, предотвращение их попадания в интернат посредством помощи семье в кризисной ситуации.
Ситуация стала понемногу меняться с 2012 года после ратификации РФ Конвенции ООН о правах инвалидов и принятия Национальной стратегии действий в интересах детей, в которой ключевым значился принцип приоритетности проживания ребёнка, в том числе с инвалидностью, в семье.
На протяжении всей деятельности «Перспектив» вопрос вовлечения родителей в жизнь детей в интернатах и при переводе их во взрослые учреждения является одним из главных.
С 2013 года мы смогли устроить нескольких детей с тяжёлыми нарушениями в приёмные семьи (как правило, опекунами становились наши бывшие волонтёры и сотрудники), появились случаи возвращения в кровную семью, а также – предотвращения отправки ребёнка в интернат на постоянное проживание.
В 2022 году мы выпустили брошюру, посвященную нашему опыту работы в этом направлении.
Как вы можете помочь программе «Дети вне семьи. Павловск»
Вы тоже можете помогать детям с тяжёлой инвалидностью в программе «Дети вне семьи», став волонтёром! Вы можете помогать раз в 1-2 недели по будням или на выходных (волонтёрство выходного дня) или пройти программу Добровольный социальный год.
Своим участием вы сможете подарить внимание и заботу ребятам из детского дома-интерната, стать для кого-то из них другом и помощником в прогулках, поездках, школьных занятиях. С вашей поддержкой они будут открывать для себя мир, не ограниченный территорией ДДИ.
Заполняйте анкету на сайте и присоединяйтесь к дружной и классной команде волонтёров «Перспектив»!
А если у вас нет возможности помогать своим временем, то ещё один важный способ помощи – сделать пожертвование на сайте или подписаться на регулярные платежи.
О проекте в СМИ:
Пять углов: «Перспективы» помочь, 2023
«Как-то так получилось, что я много слышал о волонтерстве в целом, но толком ничего не слышал в деталях. Ну, есть фонды и благотворительные организации, есть меценаты и спонсоры, есть небезразличные добровольцы. Радовался, что мир не без добрых людей. Но недавно в универе наткнулся на очередную подобную инициативу и понял, что пора узнать про конкретные места и людей, а не плавать на поверхности. Одна из таких - благотворительная организация “Перспективы”. Вместе с волонтерами оттуда мы с моей коллегой отправились в детский дом-интернат №4, чтобы провести с ними день и узнать, как выглядит помощь».
НТВ: «Перспективы» устроили праздник для своих подопечных из павловского дома-интерната, 2021
«Сегодня в Павловске в детском доме-интернате №4 была установлена мемориальная доска основательнице благотворительной организации «Перспективы» Маргарете фон дер Борх. Торжественную церемонию приурочили к Международному дню защиты детей. Сегодня впервые после пандемии двери интерната открылись для друзей и благотворителей».

Комсомольская правда - Санкт-Петербург: Петербургские пожарные провели акцию «А Коля выйдет?» для детей-инвалидов, 2020
«В гости к подопечным благотворительной организации «Перспективы» приехали артисты «самого хулиганского в мире» Упсала-Цирка. Прямо перед окнами домов циркачи устроили представление. А помогли им в этом спасатели, которые поднимали артистов на высоту на пожарной лестнице. Этой акцией организаторы хотят напомнить, что «дети с инвалидностью не должны жить взаперти, они должны рано или поздно выйти из тех условий, в которых они живут сейчас».
РосБалт: Другие дети, 2017
«Сложно догадаться, что где-то вдалеке, за высокими стенами и КПП с охраной в своем маленьком изолированном мирке живут дети. Интернат считается образцовым — с хорошим питанием, развивающими играми и современным оборудованием. Персонал делает для детей все возможное. Воспитатели каждый день гуляют с подопечными и даже иногда выходят за территорию интерната. Но все же людей не хватает. Если бы не волонтеры, некоторые дети, которые сами не могут передвигаться, редко бы выходили за пределы четырех стен».
БалтИнфо: «Перспективы» для особенных детей, 2014
«Группа петербургских журналистов в рамках второй совместной акции «БалтИнфо» и петербургской благотворительной организации «Перспективы» День волонтера посетила павловский детский дом-интернат №4, чтобы своими глазами увидеть, как проходят будни добровольцев, работающих с «особенными» детьми. Первое, что попадается на глаза, переступившим порог четвертого корпуса павловского ДДИ №4 - две шеренги колясок. В этом корпусе живут дети с самыми тяжелыми нарушениями. Только 4 группы из 15 состоят из активных, то есть самостоятельно передвигающихся воспитанников. Жизнь остальных проходит большей частью в инвалидных колясках, им не обойтись без помощи волонтеров. Ежедневно только в один четвертый корпус интерната приезжают, как на полноценную работу, до 12 добровольцев. Это участники волонтерской программы «Добровольный социальный год»».
Петербургский дневник: Ситуация в детском доме №4 в Павловске меняется в лучшую сторону, 2013
«К беседе в студии по телефону подключилась и директор благотворительной организации "Перспективы" Мария Островская. Она подтвердила, что ситуация в детском доме №4 действительно меняется в лучшую сторону. "Наши волонтеры могут беспрепятственно работать здесь, и это положительное изменение. Теперь дети учатся в школах. Они до сих пор, конечно, живут в скученном пространстве и социальной изоляции, но у них, по крайней мере, есть школа", – рассказала она».