Илья Бутрин: «Мы даём им возможность двигаться»
">Об особенностях работы с людьми, у которых есть множественные нарушения развития, мы поговорили с Ильей Бутриным, инструктором по адаптивной физической культуре (АФК) программы «Взрослые вне семьи. Петергоф».
Как вы пришли в эту работу?
Я всегда хотел связать свою жизнь со спортом, но не знал, с каким именно. Даже не помню, как возникла эта мысль. Просто читал разные статьи в интернете, смотрел, куда поступать, какие спортивные вузы есть у нас в городе. Тогда и нашел специальность «Адаптивная физкультура». Почитал про неё, про тех, с кем нужно будет работать, – это люди с особенностями развития. Мне захотелось помогать, а также и самому развиваться в этой области. Это был мой осознанный выбор.
Почему такие занятия важны для подопечных?
Наши подопечные в большинстве своём не могут двигаться и развиваться физически. Многие ребята весь день проводят в коляске или в кровати. Зачастую занятия по адаптивной физкультуре – это единственная возможность для них подвигаться и размяться. Некоторые ребята иногда хотят просто поползать по полу, перевернуться, и я помогаю им в этом. Физическое развитие для них, как и для любого человека, важно и необходимо. Мы даём им возможность двигаться.
Бывают ли трудные ситуации в вашей практике?
Иногда бывают, особенно часто были поначалу. Когда я пришёл в эту сферу, ставил себе большие, амбициозные цели.
Я думал так: сейчас мы сделаем какое-то упражнение, и человек будет ходить или ползать самостоятельно. И когда, особенно со взрослыми людьми, этого не происходит, понимаешь, что цель была слишком амбициозная, потому что подопечный не может этого делать. Сначала расстраиваешься – тебе кажется, что цель не достигнута, но потом привыкаешь, начинаешь понимать, какие цели можно ставить, какие задачи человек может выполнить, а какие не может. И тогда все встает на свои места, становится проще. Со временем я привык, адаптировался и подстроился.
Изменились ли вы сами за время работы в «Перспективах»?
Женился (смеётся). Когда я только пришел работать в «Перспективы», мне очень хотелось приобрести опыт общения с людьми, до этого я был довольно замкнутым. Мне кажется, многие наши ребята, которые открыты к общению, помогают раскрываться и мне тоже. Благодаря этому и я научился более или менее общаться с людьми, а также развился как специалист в сфере адаптивной физической культуры.
Сколько раз в неделю проходят занятия по адаптивной физкультуре?
Для того, чтобы человек прогрессировал в своём физическом развитии, но при этом не переутомлялся, оптимальным является посещение занятий по АФК два раза в неделю. Если же при этом стоят профилактические или поддерживающие цели, а не только развивающие, мы иногда оставляем только один раз в неделю, чтобы была возможность подвигаться, попробовать что-то новое, поиграть в спортивные или другие активные игры. С половиной ребят я занимаюсь два раза в неделю, с другой — раз в неделю.
Все ли могут посещать занятия или есть какие-то ограничения?
Занятия могут посещать все, но только после консультации с врачом. Мы же в свою очередь смотрим на утомляемость, измеряем пульс, проверяем дыхание, оцениваем, как человек переносит физические нагрузки.
Адаптивная физическая культура включает в себя широкий спектр упражнений. Это не только спорт, когда занимаешься максимально активно, но ещё и пассивная гимнастика с массажами. Все это тоже является адаптивной физкультурой, и для каждого подопечного можно подобрать такие упражнения, которые ему не противопоказаны и полезны.
Расскажите, пожалуйста, как проходят занятия.
Практически все занятия у меня индивидуальные, потому что двух одинаковых ребят у нас в интернате нет. Под каждого составляется индивидуальный план: цели, задачи, упражнения.
Если же речь идет о развивающих занятиях, то делаются физические тесты, оценивается, что он умеет и чего не умеет, как он переносит нагрузку.
Сначала обсуждаем, почему подопечный хочет ходить на занятия, либо с его социальным куратором, либо с ним самим. Может, он хочет научиться чему-то новому, может, у него болит спина или он хочет ровнее сидеть в коляске. Исходя из моих оценок, я могу сказать, сможет ли он достичь своей цели, выполнить то или иное задание. То есть мы ставим цель, обсуждаем её, разбиваем на небольшие подцели и занимаемся поэтапно. С кем-то учимся переворачиваться на полу, с кем-то – держать позу сидя, с кем-то – ползать. У каждого подопечного своя цель.
А какого прогресса достигают подопечные?
У меня есть подопечные, которым уже за 60 лет, и для них прогресс – это отсутствие быстрого регресса. То есть, если человек занимается много лет и у него ничего не болит – для меня это уже успех. У взрослых ребят, которые раньше никогда не занимались, не бывает быстрого прогресса.
У меня есть одна подопечная, которая начала более или менее передвигаться на ходунках. Есть другая, которая стала пересаживаться сама с коляски на кровать и наоборот. Также у меня был подопечный, который научился с пола забираться на коляску.
Некоторые наши ребята имеют реальные спортивные достижения: они учатся играть, к примеру, в настольный теннис. Исходя из их проблем с координацией движений, никогда не подумаешь, что они смогли бы играть в настольный теннис.
Тренер по теннису научил одного подопечного играть так хорошо, что он обыгрывает меня и участвует в городских соревнованиях. Такие моменты очень радуют.
Беседовала Валерия Яковлева
* Работа программы "Взрослые вне семьи" ведётся с использованием пожертвования Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь»