Top.Mail.Ru

Илья Бутрин: «Мы даём им возможность двигаться»

">
Об особенностях работы с людьми, у которых есть множественные нарушения развития, мы поговорили с Ильей Бутриным, инструктором по адаптивной физической культуре (АФК) программы «Взрослые вне семьи. Петергоф».
11 июня 2024

Об особенностях работы с людьми, у которых есть множественные нарушения развития, мы поговорили с Ильей Бутриным, инструктором по адаптивной физической культуре (АФК) программы «Взрослые вне семьи. Петергоф».


На площадке Нормальное место на Зенит-аренеКак вы пришли в эту работу?

Я всегда хотел связать свою жизнь со спортом, но не знал, с каким именно. Даже не помню, как возникла эта мысль. Просто читал разные статьи в интернете, смотрел, куда поступать, какие спортивные вузы есть у нас в городе. Тогда и нашел специальность «Адаптивная физкультура». Почитал про неё, про тех, с кем нужно будет работать, – это люди с особенностями развития. Мне захотелось помогать, а также и самому развиваться в этой области. Это был мой осознанный выбор.


Почему такие занятия важны для подопечных?

Наши подопечные в большинстве своём не могут двигаться и развиваться физически. Многие ребята весь день проводят в коляске или в кровати. Зачастую занятия по адаптивной физкультуре –­ это единственная возможность для них подвигаться и размяться. Некоторые ребята иногда хотят просто поползать по полу, перевернуться, и я помогаю им в этом. Физическое развитие для них, как и для любого человека, важно и необходимо. Мы даём им возможность двигаться.


Бывают ли трудные ситуации в вашей практике?

Иногда бывают, особенно часто были поначалу. Когда я пришёл в эту сферу, ставил себе большие, амбициозные цели.

Я думал так: сейчас мы сделаем какое-то упражнение, и человек будет ходить или ползать самостоятельно. И когда, особенно со взрослыми людьми, этого не происходит, понимаешь, что цель была слишком амбициозная, потому что подопечный не может этого делать. Сначала расстраиваешься – тебе кажется, что цель не достигнута, но потом привыкаешь, начинаешь понимать, какие цели можно ставить, какие задачи человек может выполнить, а какие не может. И тогда все встает на свои места, становится проще. Со временем я привык, адаптировался и подстроился.


Изменились ли вы сами за время работы в «Перспективах»?

Женился (смеётся). Когда я только пришел работать в «Перспективы», мне очень хотелось приобрести опыт общения с людьми, до этого я был довольно замкнутым. Мне кажется, многие наши ребята, которые открыты к общению, помогают раскрываться и мне тоже. Благодаря этому и я научился более или менее общаться с людьми, а также развился как специалист в сфере адаптивной физической культуры.


На новогоднем празднике в ПНИ №3

Сколько раз в неделю проходят занятия по адаптивной физкультуре?

Для того, чтобы человек прогрессировал в своём физическом развитии, но при этом не переутомлялся, оптимальным является посещение занятий по АФК два раза в неделю. Если же при этом стоят профилактические или поддерживающие цели, а не только развивающие, мы иногда оставляем только один раз в неделю, чтобы была возможность подвигаться, попробовать что-то новое, поиграть в спортивные или другие активные игры. С половиной ребят я занимаюсь два раза в неделю, с другой — раз в неделю.


Все ли могут посещать занятия или есть какие-то ограничения?

Занятия могут посещать все, но только после консультации с врачом. Мы же в свою очередь смотрим на утомляемость, измеряем пульс, проверяем дыхание, оцениваем, как человек переносит физические нагрузки.

Адаптивная физическая культура включает в себя широкий спектр упражнений. Это не только спорт, когда занимаешься максимально активно, но ещё и пассивная гимнастика с массажами. Все это тоже является адаптивной физкультурой, и для каждого подопечного можно подобрать такие упражнения, которые ему не противопоказаны и полезны.


Расскажите, пожалуйста, как проходят занятия.

Практически все занятия у меня индивидуальные, потому что двух одинаковых ребят у нас в интернате нет. Под каждого составляется индивидуальный план: цели, задачи, упражнения.

Если же речь идет о развивающих занятиях, то делаются физические тесты, оценивается, что он умеет и чего не умеет, как он переносит нагрузку.

Сначала обсуждаем, почему подопечный хочет ходить на занятия, либо с его социальным куратором, либо с ним самим. Может, он хочет научиться чему-то новому, может, у него болит спина или он хочет ровнее сидеть в коляске. Исходя из моих оценок, я могу сказать, сможет ли он достичь своей цели, выполнить то или иное задание. То есть мы ставим цель, обсуждаем её, разбиваем на небольшие подцели и занимаемся поэтапно. С кем-то учимся переворачиваться на полу, с кем-то – держать позу сидя, с кем-то – ползать. У каждого подопечного своя цель.


С подопечными из ПНИ №3 на празднике в честь Дня защиты детей в ДДИ №4

А какого прогресса достигают подопечные?

У меня есть подопечные, которым уже за 60 лет, и для них прогресс – это отсутствие быстрого регресса. То есть, если человек занимается много лет и у него ничего не болит – для меня это уже успех. У взрослых ребят, которые раньше никогда не занимались, не бывает быстрого прогресса.

У меня есть одна подопечная, которая начала более или менее передвигаться на ходунках. Есть другая, которая стала пересаживаться сама с коляски на кровать и наоборот. Также у меня был подопечный, который научился с пола забираться на коляску.

Некоторые наши ребята имеют реальные спортивные достижения: они учатся играть, к примеру, в настольный теннис. Исходя из их проблем с координацией движений, никогда не подумаешь, что они смогли бы играть в настольный теннис.

Тренер по теннису научил одного подопечного играть так хорошо, что он обыгрывает меня и участвует в городских соревнованиях. Такие моменты очень радуют.


Беседовала Валерия Яковлева


* Работа программы "Взрослые вне семьи" ведётся с использованием пожертвования Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь»


Вернуться в новости



Наши партнеры: