«Сопровождение выпускников»: уделить время каждому

Что происходит с человеком с тяжелыми множественными нарушениями развития после выпуска из детского дома? Обычно он попадает в новый для себя мир психоневрологического интерната, где все для него чужое. Для многих это сильный стресс и сложности адаптации. Именно поэтому несколько лет назад в «Перспективах» задумались о создании направления «Сопровождение выпускников». Мы пообщались с его руководителем Светланой Мамоновой и новым координатором Александром Плотниковым.
28 Декабря 2020

Что происходит с человеком с тяжелыми множественными нарушениями развития после выпуска из детского дома? Обычно он попадает в новый для себя мир психоневрологического интерната, где все для него чужое. Для многих это сильный стресс и сложности адаптации. Именно поэтому несколько лет назад в «Перспективах» задумались о создании направления «Сопровождение выпускников». Мы пообщались с его руководителем Светланой Мамоновой и новым координатором Александром Плотниковым.



– Светлана, расскажите, пожалуйста, в чем цель и задачи направления?

– Направление «Сопровождение выпускников» появилось в 2017 году. Давно нас мучил вопрос о том, как можно системно организовать сопровождение наших подопечных – выпускников Павловского детского дома-интерната, откуда ребята по достижении ими 18 лет уезжают в разные психоневрологические интернаты (ПНИ) Петербурга. Раньше с большинством подопечных в итоге такого перемещения мы теряли связь – исключением были только те, кто попадал в ПНИ в Петергофе, где у нас отдельная благотворительная программа. Но когда этот интернат оказался переполнен, наших подопечных стали отправлять в другие учреждения, системной поддержки в которых не было, а лишь отдельные инициативы. Те сотрудники или волонтеры «Перспектив», которые привязывались к детям, сопровождая их в детском доме Павловска, шли за ними дальше, и в свободное от работы время периодически навещали уже во взрослых интернатах.

Импульсом для создания этого направления стало наше решение не бросать подопечных, даже если они меняют место жительства, вырастают. А все новое и инновационное обычно держаться на силе человеческой личности. В нашем направлении такой личностью стала Оксана Шелепова. Она была координатором в Павловском детском доме, а потом, уже перестав быть сотрудником, продолжала сопровождать некоторых подопечных как волонтер. Она постоянно ездила в интернаты, давала обратную связь и высказывала предложения организовать такое посещение взрослых подопечных волонтерами на постоянной основе. И мы вместе с Оксаной шаг за шагом создали направление «Сопровождение выпускников».

Постепенно мы набрали в команду волонтеров, социальных кураторов, специалистов АФК, восстановили связи практически со всеми нашими выпускниками последних лет, наладили отношения и познакомились с администрацией всех интернатов города. Нам удалось провести семинары с их персоналом по грамотному позиционированию, перемещению и кормлению. Многое было сделано и для того, чтобы восстановить навыки, утраченные после выпуска ребят из Павловского детского дома, интегрировать их в социум. Благодаря партнерским отношениями с различными организациями удалось вывезти ребят на концерты, прогулки за пределы интерната. На сегодняшний день мы сопровождаем наших подопечных в семи интернатах Петербурга, самое большое количество выпускников – в психоневрологических интернатах № 3 и № 10.

z0JdcCIWoMA.jpg

– Сколько сотрудников сейчас в программе? И что меняет их участие в жизни подопечных?

– На сегодняшний день в направлении работает 4 социальных куратора, а также есть волонтеры выходного дня. Они приезжают раз в неделю в свое свободное от работы время — и это большая опора для нас. Всего сейчас в программе 18 волонтеров выходного дня, но мы надеемся, что придет больше людей, ведь чтобы охватить вниманием всех подопечных «Перспектив», нужно не менее 40 человек.

Кроме того, есть координатор нашего направления и координатор волонтеров выходного дня. Очень надеемся, что в самое ближайшее время появится инструктор по адаптивной физической культуре, потому что одна из важнейших задач направления – совместно с администрацией интернатов обеспечить подопечным мобильность, нормальное качество инвалидных колясок, комфортное и правильное позиционирование ребят в них. Мы должны сделать все, чтобы они не лежали целый день в кроватях, а были активно вовлечены в жизнь. А чтобы это стало возможным, нужно научиться максимально безболезненно их перемещать, учитывая их тяжелые нарушения, использовать все дополнительные приспособления.

Было время, когда мы теряли связь с нашими ребятами. Случалось, что ребята, которые в детском доме самостоятельно ходили, пусть и с поддержкой, уже через некоторое время теряли это умение, ведь с ними мало кто занимался. Сотрудники взрослых интернатов не знали, какие навыки есть у ребят, или просто из-за отсутствия достаточного количества персонала никто с ними не занимался, и происходил какой-то гигантский откат назад в развитии каждого нашего подопечного. Часто ребята после перевода испытывали такой сильный стресс, оказываясь без знакомых людей в чужом месте, что быстро теряли в весе, отказывались от еды и уходили из этой жизни. Сегодня, даже с небольшим имеющимся ресурсом, мы стараемся уделить время каждому, чтобы подопечный знал, что именно к нему придут, что он проведет все время не в кровати или комнате, а увидит жизнь за пределами интерната. Что с ним лично поговорят, подержат за руку – ведь даже это малое способно творить чудеса для наших ребят.

За время пандемии мы тоже потеряли связь с частью наших подопечных, не во все интернаты пока нас пускают, кроме того, мы обновили большую часть команды. Но я уверена, что работа нашего направления восстановится в полном объеме в самое ближайшее время, мы снова вернемся во все учреждения и найдем возможность оказать необходимую заботу каждому нашему подопечному. 

Ycj7Gv9V6qQ.jpg


– Александр, вы совсем недавно стали координатором этого важного направления «Перспектив». Какие пути вас привели к этой деятельности?

– Мой профессиональный путь был далек от благотворительности. Много лет я работал радиоведущим, затем был круизный флот, работа была и творческой, и организационной, и руководящей. При этом я достаточно давно чувствовал в себе потребность в реальной помощи людям, которым необходимо содействие. И в «Перспективах» все совпало. Я нашел сайт организации и для начала понял, что она действительно имеет огромный опыт, серьезный и всесторонний подход к делу, которым занимается. Потом начал изучать практические и обучающие материалы, которыми «Перспективы» делятся со всеми в открытом доступе в сети интернет, их было множество. После этого мне посчастливилось успешно пройти собеседования и отборы, и вот я здесь.

DF6gQhM4o5g.jpg

– Ваши первые впечатления от работы? Что уже удалось сделать, а что хочется внедрить?

– Мне видится деятельность в «Перспективах» и личной, и общей одновременно. Личной в плане ответственности за ребят, для которых мы работаем, нахождении с ними эмоционального контакта, взаимопонимания в общении и различных совместных делах. И общей – в плане обмена опытом с коллегами, взаимовыручки, из которых складываются общие победы команды, которые выражаются в успехах наших подопечных. Эти успехи осязаемы и, когда мы их видим, очень радуют и придают сил.

Да, я работаю в «Перспективах» совсем недавно, но мы с коллегами уже начали пытаться восстановить в полном объеме все, что делалось командой до пандемии: проводим ежедневные прогулки, групповые занятия с развивающими играми. Ребята видят, что делает человек рядом, у них загораются глаза, появляется стимул стараться и делать что-то лучше – а значит, идет развитие! Им очень нравится заниматься с музыкальным сопровождением, поэтому мы уже подобрали несколько плейлистов. Сейчас нам удается проводить занятия в ПНИ № 3, а как только будут сняты эпидемиологические ограничения в других интернатах, их мы тоже охватим. Также одна из наших коллег находилась с подопечными в Покровской и Александровской больницах, когда они были госпитализированы туда на лечение. Это действительно самоотверженный поступок, требующий больших моральных и физических сил.

– Что лично вас вдохновляет каждый день на работу, что помогает позитивно смотреть на трудности?

– Вдохновляют меня прежде всего успехи подопечных. Потому что даже простая улыбка или эмоциональная реакция ребят – это часто большой прогресс для них, если раньше этого долгие годы не было вовсе. Это реальный результат нашей работы, при виде которого появляются силы двигаться дальше.


Подготовила Радмила Ярушкина


Вернуться в новости



Наши партнеры: