Трудности перехода

Как человеку с ментальной инвалидностью не попасть в социальную изоляцию после школы? «Перспективы» не раз рассказывали о сложностях, с которыми сталкиваются «особые» семьи и люди с тяжелыми нарушениями, когда переходят во взрослую жизнь. Чтобы начать решать эту проблему не на уровне единичных практик, а массово, нужна государственная программа преемственности.
Трудности перехода 24 Мая 2021

Как человеку с ментальной инвалидностью не попасть в социальную изоляцию после школы? «Перспективы» не раз рассказывали о сложностях, с которыми сталкиваются «особые» семьи и люди с тяжелыми нарушениями, когда переходят во взрослую жизнь. Чтобы начать решать эту проблему не на уровне единичных практик, а массово, нужна государственная программа преемственности.

В настоящее время в России обязательным является лишь неполное среднее образование детей: 9 лет обучения. Часто после окончания школы взрослый человек с инвалидностью и его близкие уходят в настоящую социальную изоляцию: в стране нет достаточного количества защищенных мастерских, особенно для людей с тяжелой инвалидностью, не все Центры реабилитации готовы брать на дневное пребывание таких людей. Вместе с тем, родители «особых» взрослых с годами стареют, и им как никогда нужна помощь, передышка, а самим ребятам – осмысленная занятость. Часть уставших родителей сдаются под тяжестью обстоятельств и их дети попадают в психоневрологические интернаты, кто-то продолжает терпеть все «прелести» изоляции и страдать.

На наш взгляд, важным способом решить эту проблему является утверждение на государственном уровне плана плавного перехода выпускника школы в Центры социальной реабилитации.

27 апреля эксперты «Перспектив» рассказали о преемственности между государственными образовательными учреждениями и Центрами социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов в рамках организованного вебинара. На встрече обсуждались вопросы жизнеустройства и трудовой занятости подростков с ментальной инвалидностью после окончания школы.

Среди выступавших были представители школы № 627 и Центра социальной реабилитации инвалидов Невского района. Они представили свой успешный социально–педагогический проект по жизнеустройству выпускников этой школы. Эта программа высоко оценена экспертным сообществом Петербурга и, главное, родителями выпускников.

Представители Академии постдипломного педагогического образования и школы № 231 Адмиралтейского района рассказали о своем проекте «Маршрут длиною в жизнь» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, о важном опыте работы с выпускниками школы с совершенно разными особенностями развития и программе интеграции их в трудовую деятельность, в организации профессионального образования или Центры социальной реабилитации.

Представители благотворительного фонда помощи тяжелобольным людям «Гольфстрим» рассказали о своей программе социализации подростков с особенностями развития, поддержки родителей и обучению родственников правильному включению своих особых родных в социум.

Все это успешные, но единичные практики преемственности в работе с выпускниками школ и интеграции взрослых людей с инвалидностью в социум. Для массового тиражирования таких проектов нужны системные изменения и, в частности, городская государственная «Программа преемственности при переходе выпускников с тяжелой инвалидностью из школы во взрослую жизнь».

«Перспективы» уже выносили предложение в адрес Комитета по социальной политике и Комитета по образованию о разработке такой программы и ее утверждения двумя ведомствами. Мы очень надеемся, что нас услышат.

Мероприятие прошло в рамках проекта «От особого школьника к особому взрослому: методическая поддержка инклюзии детей и молодых людей с тяжелыми множественными нарушениями развития, проживающих в Санкт-Петербурге, в школах и Центрах социальной реабилитации», поддержанного Фондом президентских грантов.

Светлана Мамонова, директор по внешним связям «Перспектив»


Вернуться в новости


Наши партнеры: