Top.Mail.Ru

«И когда я уходила, Гоша спросил: "А ты ещё придёшь?"»

">
Волонтёры в «Перспективах» – люди необыкновенные. И всё равно, слушая их рассказы, каждый раз удивляешься, сколько теплоты и доброты способны дарить друг другу люди. История Марии Токменко – именно из таких.
24 апреля 2023

 

Волонтёры в «Перспективах» – люди необыкновенные. И всё равно, слушая их рассказы, каждый раз удивляешься, сколько теплоты и доброты способны дарить друг другу люди. История Марии Токменко – именно из таких.

Больше десяти лет назад, увидев в метро объявление о наборе волонтёров и слоган: «Измени их и свою жизнь», она пришла в «Перспективы» волонтёром выходного дня и стала помогать подопечным в Психоневрологическом интернате № 3.

Была помощником в других проектах «Перспектив», съездила на Добровольный социальный год в Германию. А в прошлом году решила пойти на программу «Добровольный социальный год». И теперь три раза в неделю помогает в Центре социальной реабилитации инвалидов Невского района Санкт-Петербурга, с которым у «Перспектив» давние партнёрские отношения. Мы попросили Марию рассказать о своём волонтёрском пути и особенностях сегодняшней деятельности.


– Мария, почему вы вообще решили стать волонтёром?

– У меня медицинское образование, когда-то я была медсестрой, а в какой-то момент с этой профессией решила завязать. Но привычка «причинять добро» осталась. И я не знала, куда себя пристроить. Однажды увидела в метро объявление о поиске волонтёров, записала телефон. Это было весной, а до офиса дошла только осенью.

Координатор волонтёров рассказала мне о проектах. Поскольку я всю жизнь работала со взрослыми, а детство моё частично прошло в Петергофе, выбрала программу помощи ребятам в находящемся там Психоневрологическом интернате № 3 – «Взрослые вне семьи». Потом я проходила семинары по взаимодействию с подопечными.

Вспоминаю свою первую субботу. Я тогда жила за городом, и, чтобы успеть на нужную электричку до Петергофа, мне пришлось встать в половину пятого. В тот год была очень морозная и снежная зима. И вот суббота, иду на свой шестичасовой автобус, никого нет, мороз, ветер, сугробы выше меня. Иду и думаю – ну, один раз в неделю встать и в полпятого можно. Потом оказалось, что даже так рано встать в интернат – гораздо легче и радостней, чем на свою обычную работу в семь или в восемь.

Мы тогда поговорили с Леной Мосиной, координатором субботних волонтёров, она всё показала и рассказала, познакомила с некоторыми ребятами. И когда я уже уходила, Гоша меня спросил: «А ты еще придёшь?», и я сказала, что приду. Так я стала ездить по субботам. Это был 2011 год.

– Помните свои первые впечатления?

– Первые полгода была адаптация, когда ты ничего толком не понимаешь. Помню, мы собирались гулять, и один подопечный, Женя, очень медленно завязывал ботинки. Я, не спросив, «бросилась» помогать! А он мне говорит: «Я сам». И он это так сказал... Мне показалось, что я оскорбила человека: он может это сделать, а я лезу со своей помощью. И теперь, если ребята могут сами одеваться, я буду стоять и ждать. Даже если мы будем час одеваться. В крайнем случае скажу: «Давай помогу». Или подожду, пока человек сам не попросит помочь, потому что навыки, которые ребята приобретают, важны, они становятся сильнее с этим. Все мы, приобретая какой-то навык, становимся сильнее, увереннее, устойчивее.

– Вы ещё потом работали в других проектах «Перспектив».

- Да, я была педагогом по арт-терапии в Центре дневного пребывания: у меня есть психологическое образование и я закончила курсы арт-терапии. Поработала в Гостевом доме. Потом была мастерская мыловарения в Петергофе, где я работала до поездки в Германию в 2013 году. И всё это время продолжала оставаться субботним волонтёром в интернате.

– А в Германии что было? Добровольный социальный год?

– Да. Я работала в доме сопровождаемого проживания на территории монастыря. Там было четыре дома. В доме, где была я, подопечные считались самыми сложными, поэтому сотрудники были довольны, что у меня медицинское образование. Однако в какой-то момент мне сказали, что, так как у меня нет местного медицинского образования, заниматься уходом, сменой памперсов и прочим я не буду. Я не стала сопротивляться! Поэтому в мои обязанности входили, в основном, прогулки с подопечными, проведение досуга, приготовление еды и кормление, уборка после обеда и ужина, уборка комнат подопечных. Бывали выезды на природу. Но это уже были масштабные мероприятия, в которых участвовали проживающие из других домов тоже.

Несмотря на некоторые сложности, я рада, что поездка в Германию была в моей жизни. Это очень полезный опыт – побыть иностранкой, пожить самостоятельно в чужой стране.

– А как вы приняли решение, будучи уже волонтёром выходного дня, пойти еще и на Добровольный социальный год в России?

– Когда началась пандемия и в «Перспективах» не хватало волонтёров, формат Добровольного социального года был расширен: появился вариант помогать по три дня в неделю в течение полугода. И мне очень захотелось попробовать. Потому что, мне кажется, взаимодействуя с подопечными изо дня в день, можно лучше понять их, проникнуться идеей организации, её духом, атмосферой.

Была проблема, что мне нельзя после операции выполнять тяжёлую работу, перемещать подопечных. Но и тут всё сложилось. Оказалось, что как раз есть подходящий вариант: Центр реабилитации Невского района, где ждут человека, который бы помогал ребятам на занятиях, в бытовых моментах – например, кормлении, а уход и перемещение лежит на сотрудниках Центра.


1.jpg


– Сколько ребят там занимаются? И нравится ли вам в Центре?

– На нашем отделении дневного пребывания около сорока человек, но они не все приходят одновременно, разве что на праздники собираются все вместе. С ребятами мы смотрим фильмы, рисуем. Кто-то любит лепить, кто-то – смотреть телевизор. Там для них такое разнообразие занятий – всё, что душе угодно. Есть прогулки, выезды. Подопечные очень открытые, в Центре теплая и приятная энергетика, и вообще вся атмосфера очень располагающая и дружелюбная. Конечно, мой предыдущий опыт очень помогает. Но всё равно продолжаются открытия. В первый день моей стажировки один молодой человек спросил: «Как у вас дела?» Это было настолько неожиданно и приятно: он меня видел впервые, и поинтересовался, как у меня дела.

И не могу не отметить еще один свой новый опыт, а именно: работать на территории предприятия, не будучи его сотрудником. Это большая ответственность!

– А отношения с сотрудниками как складываются?

– Прекрасные отзывчивые коллеги! Отличный сплоченный коллектив. Работают профессионалы, которые знают, что они делают и зачем они делают. Взаимоподдержка, взаимовыручка. Действительно, крутая команда. Какое-то время я воспринимала Центр, как мини-«Перспективы». Мне надо было знакомиться с ребятами, учиться с ними взаимодействовать. Я обо всем спрашивала, просила, рассказать об особенностях ребят, о том, на что следует обращать внимание. Со мной делились всем! И в дальнейшем, если возникали какие-то сложности, я легко могла обратиться за помощью.

– Мария, получается, вы уже больше десяти лет в этой непростой сфере помощи людям с тяжёлой инвалидностью. Можете сформулировать, что именно держит?

– В обычной жизни у нас у всех есть социальные роли, и в каждой из ролей есть какой-то набор фраз, ощущений, действий. И все от тебя чего-то хотят: родители – чтобы хорошо учился, работодатели – чтобы хорошо работал.

Когда я впервые пришла в интернат, для меня было шоком, что я пришла, мне рады, но от меня ничего не хотят и не ждут. Достаточно того, что я просто пришла! Я не знала, что так бывает. У меня тогда сломались все стереотипы.

Я прихожу, общаюсь с ребятами, и этого достаточно. Они спрашивают, как у меня дела, я спрашиваю, как у них. Они меня не оценивают, а просто принимают. В обычной жизни я не помню, чтобы где-то встречалось такое безоценочное восприятие.

Вот, наверно, это ощущение и держит: что есть место, где твоя душа отдыхает. Да, тело при этом может уставать.

Иногда я думаю, кто кому нужен больше: мы нашим подопечным или они нам? Подозреваю, что на этот вопрос нет однозначного ответа: мы помогаем ребятам, они помогают нам. Мы приходим изменить их жизнь, а результате они меняют нашу, меняют нас.

Ну и тут не важно, год ты провел с ребятами или десять: прежним ты уже не будешь.


2.jpg


* Работа нашей программы «Семейная поддержка» ведется с использованием пожертвования Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь», а также благодаря посильной помощи каждого из вас

#Разные_семьи_равные_возможности


Вернуться в новости


Наши партнеры: