«Самое главное – чувствовать, что находишься на своем месте»

">
Лена – социальный куратор в перспективском проекте «Дети вне семьи. Павловск». В 2021 году она стала победителем нашей внутренней премии в номинации «Педагог года». Мы попросили ее ответить на вопросы о своей работе – и услышали невероятно теплый, глубокий и вдохновляющий рассказ.
«Самое главное – чувствовать, что находишься на своем месте» 26 октября 2022 Лена – социальный куратор в перспективском проекте «Дети вне семьи. Павловск». В 2021 году она стала победителем нашей внутренней премии в номинации «Педагог года». Мы попросили ее ответить на вопросы о своей работе – и услышали невероятно теплый, глубокий и вдохновляющий рассказ.

– Лена, ты пришла в «Перспективы» волонтером, а потом стала сотрудником. Этот опыт чем-то отличается?

– Да, конечно. Пройдя путь от волонтера до сотрудника, я приобрела большой багаж знаний и стала увереннее в своих действиях. Я часто с улыбкой вспоминаю свои первые волонтерские шаги, вспоминаю, как было страшно кормить и переодевать ребят. Как я не знала, с какой стороны к ним подойти, боялась буквально всего, ведь казалось, что любое мое неловкое движение может причинить им вред.

Всё это время я старалась впитывать информацию как губка и росла вместе со своими ребятами. Мне было важно научиться понимать их и делать всё от меня зависящее, чтобы общение со мной приносило им не только радость, но и пользу. В роли волонтера я была другом для ребят, нам было вместе весело играть, рисовать, лепить и гулять, мы здорово проводили время и вносили в жизнь друг друга немного озорства и хулиганства.

А роль сотрудника позволяет мне погрузиться в мир ребят намного глубже – и постараться, совместно с воспитателями и педагогами, сделать их жизнь разнообразнее, продуктивнее, научить новым навыкам. Я по-прежнему обожаю гулять и играть с ребятами, но теперь в каждой нашей прогулке или игре скрываются маленькие задания или возможности для того, чтобы отработать навыки ребят или узнать что-то новое.

А еще как сотруднику мне очень нравится наблюдать за волонтерами, помогать им в общении с ребятами, отвечать на множество их вопросов и видеть в них себя – ту, которая в 2017 году впервые оказалась на группе с подопечными и была поначалу так же растеряна, как и они. И осознавать, какой же интересный и полезный опыт ждет тех, кто всей душой захочет остаться в проекте.

– Твоя должность – социальный куратор. Расскажи, пожалуйста, в чем суть этой профессии, чем заполнен твой день?

– Делать всё от меня зависящее, чтобы у каждого моего подопечного была возможность прожить свою жизнь настолько комфортно и полноценно, насколько это возможно на данный момент – в этом суть моей работы. Я друг – но такой друг, который постоянно напоминает подопечному о том, как здорово, что он есть. Который старается научить чему-то новому и закрепить имеющиеся навыки. Я стараюсь показать, как может быть здорово погулять по парку, сходить в зооуголок, съездить в океанариум или прогуляться на конюшню, чтобы посмотреть на больших животных. Я постоянно наблюдаю и стараюсь как можно чаще быть рядом, чтобы всегда знать, какой у моего подопечного любимый мультик и любимая игрушка, чем он любит заниматься, а что ему категорически не нравится, как он ест, как чувствует себя во время сильных перепадов температур и влияет ли на его активность время дня.

Мой день заполнен общением: сначала узнаю у персонала, как дела у ребят, как их самочувствие, всё ли в порядке с колясками, нужна ли моя помощь, нужно ли встречать со школы, смотрю расписание ребят и составляю в голове план дня. До тихого часа стараюсь максимальное количество времени проводить с подопечными: гуляем, посещаем мероприятия, играем в группе или выходим за территорию, если это запланировано.

Если у подопечного плановый визит к врачу и ему требуется сопровождение, мы вместе едем в поликлинику. Во время тихого часа фиксирую работу за день и отмечаю важные моменты или наблюдения, занимаюсь документами и проверкой колясок, если замечаю, что колеса немного спущены или появились проблемы с креплениями ремней.

– Работа в учреждении, где живут дети-сироты, да еще с такими тяжелыми нарушениями, как наши подопечные, наверняка эмоционально затратна. Как удается сохранять себя в ресурсном состоянии?

– Непросто было в первые месяцы волонтерства. Я хорошо помню, как начинало клонить в сон, стоило только переступить порог дома, и сопротивляться этому было невозможно – я ложилась спать. Организм словно кричал о том, что силы необходимо восстановить. Но меня это не пугало, я понимала, что нужно просто адаптироваться, ведь на то, чтобы научиться понимать ребят и наладить с ними коммуникацию, уходит много сил и энергии. Но когда ключики к общению находятся, ты понимаешь, насколько больше этой энергии ты получаешь от самих ребят, и тебя начинает постоянно тянуть к ним, хочется как можно больше времени проводить вместе.

Я считаю, что мне повезло: у меня прекрасная работа и прекрасный коллектив, мне безумно нравится моя сфера деятельности, и это помогает оставаться в ресурсе. Мне кажется, что самое главное – чувствовать, что ты находишься на своем месте. И, безусловно, важно чувствовать поддержку родных. Я благодарна своим родителям и своей семье за то, что у меня всегда была возможность заниматься именно тем, что мне нравится. Я творческий человек, в вечном поиске своих хобби и интересов. И любое мое начинание они поддерживают, не критикуют.

Творчество помогает мне восполнять свой ресурс и отдыхать от суеты окружающего мира. Еще очень люблю путешествовать, фотографировать, гулять, готовить и шить, в выходные всегда стараюсь выбираться за город – попить чай на свежем воздухе, на веранде дома или почитать там же книжку, покачаться на качелях, слушая пение птиц – всё это прекрасно помогает оставаться в ресурсном состоянии.

– Думала ли ты, что будешь работать именно в социальной сфере?

– Никогда не думала. Я получала образование по специальности менеджмент. И мне почему-то не хотелось останавливаться на одной работе, а постоянно попробовать себя в чем-то новом. Поэтому в 18 лет я перевелась на заочное отделение и нашла себе первую работу с неполным графиком. А так как оставалось свободное время, решила попробовать себя еще и в волонтерстве.

В интернете наткнулась на группу канистерапевтов, и так как очень люблю животных, попросилась к ним в команду. Собаки у меня не было, но я любила фотографировать, меня взяли в качестве фотографа.

В 2015 году «Перспективы» пригласили канистерапевтов в Детский дом-интернат № 4 – так я впервые оказалась там, в нашем корпусе, и впервые увидела особенных ребят. Наверное, в тот день я оказалась в нужное время и в нужном месте. С командой канистерапевтов я стала приезжать в Павловск, но на тот момент у меня уже была официальная работа и всё чаще ее график не совпадал с графиком поездок в ДДИ.

У меня практически пропала возможность ездить к ребятам, а я стала очень скучать по этим поездкам. Меня тянуло в детский дом. Поэтому в 2017 году я решила уволиться с работы и пойти в «Перспективы» на Добровольный социальный год. Так я оказалась в социальной сфере и, мне кажется, уже не смогу из нее уйти.

– Что тебе дает эта работа?

– Трудно описать словами. Наверное, это большое счастье, когда ты видишь в своих ребятах веселых озорников, проказников, маленьких манипуляторов и иногда даже хулиганов – и забываешь про то, что они особенные. Мне так нравится наблюдать, как они растут, смеются над любимыми мультиками, весело смеются над нами, если кто-то из нас сделал какую-нибудь глупость, которую они понимают. Как начинают проявлять характер, учатся что-то требовать, узнают что-то новое и с большим интересом открывают этот мир.

Я смотрю на их первые успехи, на то, с какой силой воли и с каким трудом они добиваются хоть и крошечных, но важных целей – и думаю, что человек способен на многое, если действительно чего-то захочет. Я пытаюсь чему-то их научить, но чаще они сами учат меня. Несколько лет назад именно ребята научили меня видеть в каждом человеке личность и помнить о том, что каждый из нас уникален и важен.

– Какие качества, на твой взгляд, нужны человеку, который приходит в эту сферу работать?

– Нужно быть добрым. Терпеливым. Уметь ждать – ждать ответа, даже если на это потребуется несколько минут. Уметь твердо стоять на своем и стараться не поддаваться на манипуляции – даже если один прекрасный молодой человек отказывается что-либо делать, пока не получит конфету. Не бояться учиться и просить совета или помощи. Стараться замечать даже самые крошечные детали и успехи, быть готовым впустить в свой мир новых людей и понять, что они действительно уникальные и особенные.

Нужно быть ответственным, всегда помнить, что нельзя ничего обещать подопечному, если не уверен на сто процентов, что сможешь это выполнить. Нужно быть коммуникабельным и уметь уважать чужое мнение. И, конечно же, быть открытым, готовым к творчеству. Не бояться выпускать ребенка, который живет внутри вас, наружу, ведь он так прекрасно сможет найти общий язык с другими ребятами и наполнить их жизнь новыми впечатлениями.

Вернуться в новости


Наши партнеры: