- Главная
- Подопечные
- Виталий Колузаев
Виталий Колузаев
«Дневник путешественника»: так называется блокнот, куда Виталий Колузаев записывает свои впечатления о поездках. Вернее, надиктовывает, потому что ручку ему не удержать, да и школы в его жизни не было. Зато он может удержать в руке толстые карандаши, с помощью которых создаёт свои удивительные картины.
Виталий рисует ими с тех пор, как в Психоневрологическом интернате № 3, где он жил, открылась арт-студия, то есть с 2001 года. Рисовал ли он до этого, сказать трудно. Долгое время у Виталия не было даже инвалидной коляски, и он почти всё время лежал в кровати.
Но точно известно, что он всегда писал стихи, – и надиктовывал их тем, кто был рядом. У Виталия вышло два поэтических сборника, иллюстрированных его картинами. С момента, когда он познакомился с «Перспективами», произошло много и других событий, составляющих теперь творческий багаж художника и поэта Виталия Колузаева.
«Лето кончается красиво»
В 2014 году вместе с другими художниками арт-студии он принял участие в кочующей биеннале европейского искусства «Манифеста» в Эрмитаже. В 2015 году побывал за границей, в Гамбурге: там его работы участвовали в совместной выставке арт-студии «Перспективы» и художественного объединения «Die Schlumper».
В 2017-м состоялась организованная объединением «Широта и долгота» выставка работ Виталия в составе других художников арт-студии на IV Уральской биеннале. Открывать её он ездил сам, в сопровождении сотрудников «Перспектив». Эта выставка была знаковой не только потому, что Виталий родился на Урале и очень мечтал попасть туда снова. А ещё и потому, что в тот год ему исполнилось 50 – своеобразный жизненный рубеж.
В 2018 году выставкой Виталия открылись инклюзивные мастерские «Простые вещи». Тогда он сказал фразу, которая свидетельствует, насколько для него важна творческая востребованность. «Я думал, у меня ничего не получится, а у меня получилось!»
В 2023 году в городской арт-резиденции «Перспектив» в инклюзивном кластере «Нормальное место» состоялась выставка Виталия Колузаева «Лето кончается красиво». В названии использована строчка из его стихотворения «Август».
«В августе очень хорошая погода.
Весь народ уходит гулять, и загорать, и купаться.
А потом они идут домой ужинать и спать.
А потом они идут гулять снова.
Глядят, как кончается лето.
Лето кончается очень красиво».
И эта же экспозиция поехала в начале июня 2023 года в Москву, на благотворительный семейный фестиваль «На вырост», который проводили «Перспективы».
«Его яркие работы привлекли внимание всех без исключения посетителей, – рассказывала Екатерина Таранченко, исполнительный директор «Перспектив». – А после лекции они смогли задать вопросы самому Виталию, который специально приехал на один день в Москву, чтобы лично представить свою выставку. Несмотря на серьёзные нарушения речи, он с помощью сопровождающего прекрасно ответил на все интересовавшие зрителей вопросы и был рад такому интересу к его творчеству».
«Всё будто бы из тополиного пуха собрано»
Цвета, которые словно уходят в глубину, причудливо взаимодействуют, соединяются. Прототипы, взятые из повседневности, трансформируются в абстрактные, почти магические формы. Фрукты, овощи, натюрморты, пейзажи, животные – словно персонажи необыкновенного внутреннего мира художника, которых он иногда выпускает вовне, чтобы все удивились и полюбовались.
«Торжество цвета и формы», – так характеризует работы Виталия современная художница Ася Маракулина, которая курировала выставку в Нормальном месте.
«В его работах графика, живопись и поэзия соединяются настолько естественно и неразлучно, – пишет она в аннотации, – что сложно определить границы жанра. Живопись цветных карандашей или поэтическая графика цвета – такие определения приходят на ум. Но любых слов как будто недостаточно – работы Виталия говорят сами за себя».
«Ты видишь, с каким напором он нажимает на бумагу, кажется, сейчас она порвётся, а на выходе всё будто бы из тополиного пуха цветного собрано, – говорит Александр Иванов, руководитель арт-студии «Перспективы».
С Виталием они познакомились в 2014 году, на той самой, первой для Виталия, выставке в Эрмитаже. С тех пор регулярно работали вместе в арт-студии в интернате. А особенно подружились летом 2020 года в проекте «Эвакуация», когда «Перспективы» забрали нескольких подопечных из ПНИ пережить пандемию в домашних условиях.
«Потрясающе лаконичный и одновременно точный – этому его научила жизнь, – говорит Александр. – В "Эвакуации" мы каждый вечер записывали его стихи. По сути, в них он говорит о своей жизни. У текста есть ритм, но это и документ, и дневник, и что-то такое экзистенциальное. Ещё это помогает ему запоминать и как-то структурировать свою жизнь. Будни интерната похожи друг на друга. Трудно, когда твоя жизнь не сегментируется, когда в ней нет событий, на воспоминания о которых можно опереться. Тексты Виталия – попытка эту жизнь обратно себе вернуть. И понимать, в каком месте, в какой точке он сейчас находится».
«А потом мы пошли на выставку»
После «Эвакуации» Виталий уже не вернулся насовсем в интернат, а поселился в Квартире сопровождаемого проживания «Перспектив», которая раньше находилась в Петергофе, а теперь – на Морской набережной. Отсюда недалеко до арт-резиденции в Нормальном месте, где Виталий по-прежнему может творить.
Окружающие говорят, что он стал спокойнее, расслабленнее, чаще смеётся и шутит: потрясающее чувство юмора у него было всегда. И при этом остаётся верен своим привычкам и ритуалам. Записывать события, произошедшие за день, – один из них.
«Сегодня 1 июня 2023 года, сегодня я ехал в Москву на поезде. Там было много человек. А потом мы пили чай с бутербродами, с колбасой и сыром. И ещё – шоколадкой. Мы приехали на вокзал, стали ждать такси. А потом мы нашли такси, доехали до гостиницы. Я поглядел на Москву, мне очень понравилось. Я глядел телевизор, а потом мы будем ужинать: есть грибной суп, пюре, бутерброд и чай пить».
«Маме позвонили из номера, а потом пошли в ресторан на завтрак. Мы ели яичницу, бутерброд с сыром и сырники со сметаной. Пили чай. Потом мы пошли гулять до остановки автобуса на набережной. Мы ехали на автобусе, а потом пошли в ресторан. В ресторане мы ели сырный суп и блинчики, чай пили. А потом мы пошли на выставку. Я посмотрел свои картины. Одну они вверх ногами повесили, я её поправил. А потом глядели спектакль. А потом поехали домой. Был большой дождь».
Поездка в Москву на выставку была вторым путешествием Виталия в столицу. Впервые он побывал там предыдущим летом. Посетил Третьяковскую галерею, оценил мастерство классиков. Увидел Красную площадь, Кремль и собор Василия Блаженного. От той поездки тоже остались записи.
Дневники путешественника, который пристально наблюдает жизнь и ценит её малейшие, самые бытовые, проявления. А потом преобразует их в удивительные сюжеты своих стихов и картин, наполненных глубокими открытиями, жизненной силой, энергией – и тёплой, лёгкой, многоцветной радостью одновременно.
Дополнительное чтение
Текст о Виталии на портале «Такие дела»: https://takiedela.ru/2023/05/stikhi-iz-podmatrasya/
«Дневник путешественника»: так называется блокнот, куда Виталий Колузаев записывает свои впечатления о поездках. Вернее, надиктовывает, потому что ручку ему не удержать, да и школы в его жизни не было. Зато он может удержать в руке толстые карандаши, с помощью которых создаёт свои удивительные картины.
Виталий рисует ими с тех пор, как в Психоневрологическом интернате № 3, где он жил, открылась арт-студия, то есть с 2001 года. Рисовал ли он до этого, сказать трудно. Долгое время у Виталия не было даже инвалидной коляски, и он почти всё время лежал в кровати.
Но точно известно, что он всегда писал стихи, – и надиктовывал их тем, кто был рядом. У Виталия вышло два поэтических сборника, иллюстрированных его картинами. С момента, когда он познакомился с «Перспективами», произошло много и других событий, составляющих теперь творческий багаж художника и поэта Виталия Колузаева.
«Лето кончается красиво»
В 2014 году вместе с другими художниками арт-студии он принял участие в кочующей биеннале европейского искусства «Манифеста» в Эрмитаже. В 2015 году побывал за границей, в Гамбурге: там его работы участвовали в совместной выставке арт-студии «Перспективы» и художественного объединения «Die Schlumper».
В 2017-м состоялась организованная объединением «Широта и долгота» выставка работ Виталия в составе других художников арт-студии на IV Уральской биеннале. Открывать её он ездил сам, в сопровождении сотрудников «Перспектив». Эта выставка была знаковой не только потому, что Виталий родился на Урале и очень мечтал попасть туда снова. А ещё и потому, что в тот год ему исполнилось 50 – своеобразный жизненный рубеж.
В 2018 году выставкой Виталия открылись инклюзивные мастерские «Простые вещи». Тогда он сказал фразу, которая свидетельствует, насколько для него важна творческая востребованность. «Я думал, у меня ничего не получится, а у меня получилось!»
В 2023 году в городской арт-резиденции «Перспектив» в инклюзивном кластере «Нормальное место» состоялась выставка Виталия Колузаева «Лето кончается красиво». В названии использована строчка из его стихотворения «Август».
«В августе очень хорошая погода.
Весь народ уходит гулять, и загорать, и купаться.
А потом они идут домой ужинать и спать.
А потом они идут гулять снова.
Глядят, как кончается лето.
Лето кончается очень красиво».
И эта же экспозиция поехала в начале июня 2023 года в Москву, на благотворительный семейный фестиваль «На вырост», который проводили «Перспективы».
«Его яркие работы привлекли внимание всех без исключения посетителей, – рассказывала Екатерина Таранченко, исполнительный директор «Перспектив». – А после лекции они смогли задать вопросы самому Виталию, который специально приехал на один день в Москву, чтобы лично представить свою выставку. Несмотря на серьёзные нарушения речи, он с помощью сопровождающего прекрасно ответил на все интересовавшие зрителей вопросы и был рад такому интересу к его творчеству».
«Всё будто бы из тополиного пуха собрано»
Цвета, которые словно уходят в глубину, причудливо взаимодействуют, соединяются. Прототипы, взятые из повседневности, трансформируются в абстрактные, почти магические формы. Фрукты, овощи, натюрморты, пейзажи, животные – словно персонажи необыкновенного внутреннего мира художника, которых он иногда выпускает вовне, чтобы все удивились и полюбовались.
«Торжество цвета и формы», – так характеризует работы Виталия современная художница Ася Маракулина, которая курировала выставку в Нормальном месте.
«В его работах графика, живопись и поэзия соединяются настолько естественно и неразлучно, – пишет она в аннотации, – что сложно определить границы жанра. Живопись цветных карандашей или поэтическая графика цвета – такие определения приходят на ум. Но любых слов как будто недостаточно – работы Виталия говорят сами за себя».
«Ты видишь, с каким напором он нажимает на бумагу, кажется, сейчас она порвётся, а на выходе всё будто бы из тополиного пуха цветного собрано, – говорит Александр Иванов, руководитель арт-студии «Перспективы».
С Виталием они познакомились в 2014 году, на той самой, первой для Виталия, выставке в Эрмитаже. С тех пор регулярно работали вместе в арт-студии в интернате. А особенно подружились летом 2020 года в проекте «Эвакуация», когда «Перспективы» забрали нескольких подопечных из ПНИ пережить пандемию в домашних условиях.
«Потрясающе лаконичный и одновременно точный – этому его научила жизнь, – говорит Александр. – В "Эвакуации" мы каждый вечер записывали его стихи. По сути, в них он говорит о своей жизни. У текста есть ритм, но это и документ, и дневник, и что-то такое экзистенциальное. Ещё это помогает ему запоминать и как-то структурировать свою жизнь. Будни интерната похожи друг на друга. Трудно, когда твоя жизнь не сегментируется, когда в ней нет событий, на воспоминания о которых можно опереться. Тексты Виталия – попытка эту жизнь обратно себе вернуть. И понимать, в каком месте, в какой точке он сейчас находится».
«А потом мы пошли на выставку»
После «Эвакуации» Виталий уже не вернулся насовсем в интернат, а поселился в Квартире сопровождаемого проживания «Перспектив», которая раньше находилась в Петергофе, а теперь – на Морской набережной. Отсюда недалеко до арт-резиденции в Нормальном месте, где Виталий по-прежнему может творить.
Окружающие говорят, что он стал спокойнее, расслабленнее, чаще смеётся и шутит: потрясающее чувство юмора у него было всегда. И при этом остаётся верен своим привычкам и ритуалам. Записывать события, произошедшие за день, – один из них.
«Сегодня 1 июня 2023 года, сегодня я ехал в Москву на поезде. Там было много человек. А потом мы пили чай с бутербродами, с колбасой и сыром. И ещё – шоколадкой. Мы приехали на вокзал, стали ждать такси. А потом мы нашли такси, доехали до гостиницы. Я поглядел на Москву, мне очень понравилось. Я глядел телевизор, а потом мы будем ужинать: есть грибной суп, пюре, бутерброд и чай пить».
«Маме позвонили из номера, а потом пошли в ресторан на завтрак. Мы ели яичницу, бутерброд с сыром и сырники со сметаной. Пили чай. Потом мы пошли гулять до остановки автобуса на набережной. Мы ехали на автобусе, а потом пошли в ресторан. В ресторане мы ели сырный суп и блинчики, чай пили. А потом мы пошли на выставку. Я посмотрел свои картины. Одну они вверх ногами повесили, я её поправил. А потом глядели спектакль. А потом поехали домой. Был большой дождь».
Поездка в Москву на выставку была вторым путешествием Виталия в столицу. Впервые он побывал там предыдущим летом. Посетил Третьяковскую галерею, оценил мастерство классиков. Увидел Красную площадь, Кремль и собор Василия Блаженного. От той поездки тоже остались записи.
Дневники путешественника, который пристально наблюдает жизнь и ценит её малейшие, самые бытовые, проявления. А потом преобразует их в удивительные сюжеты своих стихов и картин, наполненных глубокими открытиями, жизненной силой, энергией – и тёплой, лёгкой, многоцветной радостью одновременно.
Дополнительное чтение
Текст о Виталии на портале «Такие дела»: https://takiedela.ru/2023/05/stikhi-iz-podmatrasya/