Необучаемых – нет
«Дети с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью необучаемы, зачем им школа?» Такой миф всё ещё бытует в головах многих людей в нашем обществе.
Но к счастью, от этого понятия в нашей стране официально уже отказались.
Каждый гражданин страны, вне зависимости от особенностей здоровья, имеет право учиться. Задачи обучения могут быть разными: от получения образования определённого уровня и направленности до коррекции нарушений и социального развития.
Для детей с тяжёлыми ментальными и физическими нарушениями школа – это не столько привычная нам математика и чтение, сколько приобретение навыков, которые помогут им вести максимально полноценную жизнь, выражать свои желания, общаться с другими людьми.
Когда почти три десятилетия назад Маргарете фон дер Борх, изучавшая в Петербурге русский язык и литературу, оказалась в Павловском детском доме для детей с нарушениями развития, в самом «тяжёлом» его корпусе, главное, что её потрясло – тишина. Никто не плакал, не звал. Дети тихо лежали в кроватках и смотрели в белый потолок. К ним подходили, чтобы покормить и поменять пелёнки.
Но с этого момента их мир начал меняться. Вместе с Маргарет в детский дом пришли волонтёры, которые стали раскрашивать жизнь детей в яркие цвета. В ней появились прогулки, друзья, музыка, занятия, впечатления.
Так у ребят с тяжёлыми нарушениями развития, которых раньше считали необучаемыми, ни на что не способными, появились перспективы. «Необучаемые» получили возможность учиться, «лежачие» — выезжать далеко за пределы интерната, «неговорящие» — объясняться с окружающими. Все стало реальностью, когда за многочисленными диагнозами в них увидели людей.
К 2012 году, благодаря многолетней работе, нам удалось доказать, что обучить новому, полезному и нужному в повседневной жизни, можно каждого ребенка. «Перспективы» инициировали совместную работу Комитета по образованию и Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, и в 2012 году наши подопечные дети из ДДИ № 4 первый раз пошли в школу. И теперь даже невозможно представить, что может быть по-другому.
Ребята посещают разные школы Пушкинского района, к кому-то учителя приходят «на дом». А недавно в 4 корпусе открылся детский сад для самых маленьких наших подопечных.