Top.Mail.Ru

Равные возможности для всех

Проект «Школа для каждого» начал свою работу в 2006 году в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе (VIII вида) №25 Петроградского района.

Первого сентября 2006 г. для 12–и ребят с тяжелыми и множественными нарушениями развития впервые открылась возможность пойти в школу, а значит, открылась возможность увидеть другой мир, выходящий за пределы одной квартиры, в которой протекала жизнь большинства наших ребят.

Долгое время дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития в нашей стране считались «необучаемыми», и как следствие, такие дети не принимались ни в какие образовательные учреждения. Однако, в соответствие с Конституцией РФ любому ребенку, в том числе и ребенку–инвалиду, государство обязано обеспечить адекватное его возможностям воспитание и образование.

цели

Главная цель проекта «Школа для каждого» - включение детей с тяжелыми нарушениями развития в систему государственного школьного образования, признание их права на обучение. Под «включением» мы понимаем не только возможность пойти в школу, но и создание в школе таких условий, которые максимально соответствовали бы особенностям таких детей и в то же время не помещали их в условия изоляции от общения с другими детьми.

подопечные

В двух классах школы № 25 Петроградского района в рамках совместного проекта школы и «Перспектив» с сентября 2006 года обучается по шесть ребят, имеющих тяжелые множественные нарушения. Раньше такие дети не могли обучаться в школе. В лучшем случае они получали надомное обучение, что приводило к их полной социальной изоляции. А часто они вообще не получали никакого образования и всегда находились дома. И сейчас, к сожалению, только единицы из них попадают в систему школьного образования. Пока только три школы в Петербурге открывают двери такой категории ребят.

особенности работы

Каждый ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями уникален, соответственно педагог и другие специалисты, работающие с ним должны понять его потребности, определить уровень его возможностей, разработать индивидуальные план развития. Наш девиз «Каждому ребенку - своя тропинка». Только при таком подходе обучение детей данной категории в условиях школы может быть эффективным. В каждом классе работает команда специалистов, в которую входят педагоги - дефектологи, логопед, психолог, специалист по ЛФК и массажу, а также помощники педагогов и волонтеры.

учебный процесс, интеграция

Как и в любой другой школе, занятия в классах проходят в соответствии с расписанием и учебным планом. У нас проходят занятия по музыке, рисованию, труду, подопечные учатся навыкам самообслуживания, правилам поведения в обществе, способам общения друг с другом, знакомятся с окружающим миром. Большое внимание уделяется социальной адаптации наших ребят, поэтому мы часто организуем экскурсии в музеи, прогулки в парки и посещение других общественных мест. Важно отметить, что наши ребята общаются не только друг с другом, но и принимают участие в общешкольных праздниках, участвуют в жизни всей школы. Таким образом, дети получают опыт общения с разными людьми, и соответственно, остальные сотрудники и учащиеся школы учатся общаться с «особыми» детьми, уважать и принимать их.

дорога

Все учащиеся живут в семьях вместе с родителями, поэтому каждый день дети приезжают в школу, и по окончанию занятий возвращаются обратно домой. «Перспективы» вместе со школой помогает семьям, не имеющим возможности самостоятельно привести ребенка в школу: каждый день автобусы привозят детей в школу и обратно. Так как все дети имеют двигательные нарушения, то нами были установлены пандусы на лестницах при входе в школу, а также совместно с администрацией Петроградского района на лестнице установлен подъемник, позволяющий детям беспрепятственно передвигаться по школе.




перспективы

Опыт открытия таких классов в условиях школы и продолжение их работы на протяжении вот уже 4-х лет показывает, что дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития имеют большой потенциал и возможности для обучения и развития. Важно, чтобы профессионалы, работающие с такими детьми, видели это, и смогли раскрыть индивидуальные возможности каждого из ребят.

С этой целью сотрудники проекта публикуют статьи в профессиональных изданиях, делают сообщения и презентации на конференциях, в разных формах взаимодействия делятся опытом с коллегами, работающими или собирающимися работать с детьми с множественными и тяжелыми интеллектуальными нарушениями. Мы надеемся, что все больше и больше школ смогут принимать всех детей, вне зависимости от характера их нарушений или особенностей развития, и включать каждого ребенка в общее образовательное пространство.

Наши партнеры: