Коммуникативный паспорт – голос ребенка с инвалидностью
Такой документ помогает сотрудникам ПНИ, волонтерам, персоналу больниц больше узнать о человеке с инвалидностью, с которым они знакомятся впервые, и быстрее найти с ним общий язык. Поэтому при подготовке подопечных к выпуску из ДДИ «Перспективы» совместно с учителями школы № 25 и воспитателями детского дома-интерната детально прорабатывают паспорт, чтобы он был максимально «говорящим».
Коммуникативный паспорт призван подробно познакомить новый персонал с привычками, предпочтениями, страхами, особенностями здоровья подопечных. Особенно важен этот документ для тех людей с инвалидностью, которые не владеют речью. Они не могут рассказать, что им нравится, а что заставляет их грустить, что удобно, а что — не очень, поэтому без вспомогательной информации на знакомство с таким человеком у сотрудников интерната уходит довольно много времени. И всё это время подопечный может страдать оттого, что его не понимают.
Паспорт, который команда «Перспектив» готовит в сотрудничестве со школьными педагогами и воспитателями, содержит иллюстрации и текст, где подопечный как будто бы рассказывает о себе:
— Привет. Меня зовут Гоша. Я вырос в детском доме в Павловске, жил в группе N. Я очень люблю мяч, особенно мягкий, люблю его бросать. Меня порадует, если по утрам со мной кто-то будет в него играть.
— Я не могу объяснить словами, чем хочу заняться, но если показать мне 2–3 пиктограммы, то смогу что-то выбрать. Ещё я могу ответить «да» или «нет», прикоснувшись к соответствующей кнопке рукой или указав глазами.
— Мне больше нравится лежать на правом боку, потому что на левом уже минут через 10 может заболеть поясница.
— Я люблю ритмичную музыку. Но слишком громкие звуки или очень яркий свет меня пугают.
— Я ем только измельченную пищу и очень не люблю лук.
Опыт «Перспектив» показывает, что коммуникативный паспорт — эффективный инструмент адаптации выпускников ДДИ к жизни в психоневрологическом интерната. Когда у одного из подопечных документ затерялся, мы отметили, что молодому человеку тяжелее привыкать к новой обстановке. Сложно было понять, почему подопечный переживает эмоциональный спад, несмотря на визиты волонтеров и сотрудников организации. Оказалось, что сотрудники ПНИ отложили подготовленный паспорт, не изучив его содержание.
После того как команда программы «Сопровождение выпускников» обсудила с директором интерната значение документа, директор пришла в восторг и провела с сотрудниками совещание, где разъяснила прикладную ценность коммуникативного паспорта. Как только его содержание было изучено, взаимодействие персонала ПНИ с новичком быстро наладилось: сотрудники узнали, что важно для эмоционального состояния молодого человека и добавили эти моменты в распорядок дня — и подопечный начал улыбаться.
Вы можете скачать пример коммуникативного паспорта (pdf).
* Работа программы «Сопровождение выпускников детского дома в психоневрологических интернатах» осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов