Делимся опытом программы «Сопровождение выпускников»
О брошюре «Перспектив», где через схемы и инфографику описан опыт реализации двухэтапной модели в заботе о детях и взрослых с тяжелой инвалидностью.
В ней НКО и волонтерские организации, которые сопровождают детей с нарушениями развития не только в детских учреждениях, но и после их перевода в ПНИ, найдут ответы на ключевые вопросы о подготовке к переводу, инструментах сопровождения и адаптации подопечных
Кто может стать «проводником» при переводе выпускника ДДИ в ПНИ и зачем нужен такой человек
Когда рядом в новом пространстве оказывается тот, к кому человек привязан, появляется связь с прошлой жизнью, точка опоры, от которой можно оттолкнуться, чтобы освоить себя в новом пространстве.
И чем больше времени «проводник» может провести рядом с подопечным, чем регулярнее его навещает, тем эта опора крепче. Поэтому в тех случаях, когда адаптация проходит с осложнениями, команда «Перспектив» остается на связи с сотрудниками ДДИ и стремится организовать их визит в ПНИ.
Что такое карточка по переводу и чем она полезна службе сопровождения выпускников
Если человек не ходит и не говорит самостоятельно, не может сообщить о своих проблемах, стрессе или страхах, изменения в его состоянии может по ряду признаков заметить близкий человек.
Однако часто бывает, что на протяжении жизни людей с инвалидностью сотрудники интернатов, НКО, волонтеры, которые находятся рядом с ними, меняются. И тогда мониторить состояние человека в критические периоды помогает личная карточка.
Такой документ помогает сотрудникам ПНИ, волонтерам, персоналу больниц больше узнать о человеке с инвалидностью, с которым они знакомятся впервые, и быстрее найти с ним общий язык.
Поэтому при подготовке подопечных к выпуску из ДДИ «Перспективы» совместно с учителями школы № 25 и воспитателями детского дома-интерната детально прорабатывают паспорт, чтобы он был максимально «говорящим».
И пусть звучат знакомые голоса!
Один из самых стрессовых моментов в жизни наших подопечных — переход из детского дома-интерната во взрослый ПНИ. Меняется пространство вокруг, люди — и ко всему этому нужно привыкать заново.
Если в этот момент рядом с ребятами нет близких, создать для подопечных островок стабильности в этом море нового помогут знакомые голоса — подумала наш социальный куратор Мадина. И решила попробовать записать для выпускника ДДИ голосовые сообщения от его воспитателя.
Чтобы реализовать принцип преемственности в работе с выпускниками детских домов-интернатов, важно хотя бы один раз в год организовывать визит ребят в учреждение, где они выросли.
Особенно ценно это для тех, в чьей жизни перевод случился совсем недавно.
Любимая фотография на столике рядом с кроватью, знакомые лица, сопровождающие тебя при переезде, и персонал, для которого ты не просто новичок, а Аня*, со своими потребностями и предпочтениями. Так выглядел в октябре перевод нашей подопечной из детского дома-интерната (ДДИ) во взрослый интернат (ПНИ).
Еще пару лет назад сложно было представить, что это возможно. А сегодня процесс перевода из одного учреждения в другое, ради которого объединяются ДДИ, ПНИ и «Перспективы», — реальность.
Педагог школы № 25 Ольга Багоцкая о коммуникативном паспорте
Один из важных инструментов программы преемственности – коммуникативные паспорта, придуманные и разработанные нашими коллегами и партнерами из школы № 25. Вместе с ними и с коллективом Детского дома-интерната № 4 мы постоянно работаем над их обновлением, стремясь к тому, чтобы наши подопечные как можно легче проходили процесс адаптации к другим учреждениям, в числе которых не только ПНИ, но и любые другие, где ребенок оказывается без привычного и понимающего его окружения – например, больница или хоспис.
Мы попросили Ольгу Багоцкую, педагога школы № 25, ответить на несколько вопросов о коммуникативном паспорте.
Если мир человека с тяжелыми нарушениями ограничен комнатой, коридором и площадкой для прогулок, если ему не помогают регулярно расширять эти границы, то любое изменение пространства будет вызывать сильный стресс, вносящий еще больший хаос как в психическое, так и в физическое состояние человека с нарушениями.
Это приводит к перегрузке жизненно важных систем организма, и человек попадает в больницу, что, в свою очередь, провоцирует еще большее напряжение, с которым человек с тяжелыми нарушениями не всегда способен справиться.
Критерии продление пребывания выпускника в ДДИ до 23 лет
В декабре 2017 года в Комитете по социальной политике состоялось совещание, где было решено разработать критерии, на которые можно было бы опираться для выявления группы риска.
Сегодня критерии, разработанные «Перспективами», учитываются членами специальной комиссии – врачами-экспертами в рамках обеспечения преемственности и непрерывности предоставления медицинской помощи.
Обоснование введения постурального менеджмента для человека с ТМНР
Многие задают вопросы, для чего нужны постуральные карты, которые активно используют «Перспективы» при сопровождении подопечных в интернате и персонал учреждений? Как они помогают нашим подопечным, когда они живут в детском доме-интернате и после перевода во взрослые психоневрологические интернаты?
Отвечает Роман Богданов, инструктор АФК направления «Сопровождение выпускников».
Индивидуальная программа подготовки к переводу подопечного из ДДИ в ПНИ
Социальные кураторы проекта составляют программу подготовки к переводу на каждого подопечного и совместно со школой и воспитателями выделяют основные зоны развития подопечного и определяю направления работы.
Как облегчить для ребёнка процесс переезда из ДДИ в ПНИ: алгоритм действий
Перевод из детского дома-интерната (ДДИ) во взрослый психоневрологический интернат (ПНИ) – один из самых сложных этапов в жизни наших подопечных. Человек попадает в новую среду: вокруг незнакомые люди и комната, непредсказуемая и небезопасная среда.
Для того, чтобы облегчить этот процесс, мы разработали определенный алгоритм действий, которого придерживаемся при переводе ребят.
Роль социализирующих выходов и выездов при подготовке к переводу из ДДИ в ПНИ
Мы никогда не сможем узнать, какие чувства испытывают наши ребята при переводе. Но можно попробовать представить, чтобы чувствовали вы, когда в один день, буквально за час-полтора (которые занимает дорога от детского дома до интерната) прежний мир стирается, а появляется другой, совершенно новый, в котором вы ничего не знаете, и всё для вас чужое, но жить дальше вам как-то нужно.
Чтобы показать ребятам, что мир большой, помочь им в нём адаптироваться, социализироваться, снизить стресс и эмоциональное напряжение от нахождения в новых помещениях или знакомства с новыми людьми, важно постепенно знакомить их с окружающим миром и организовывать социализирующие выходы и выезды за пределы детского дома.
Качественное медицинское обследование: как его обеспечить детям с тяжёлой инвалидностью в интернатах
Для выпускников ДДИ, которые при переводе во взрослые интернаты (ПНИ) и так испытывают большой стресс, очень важно получить качественное медицинское обследование при подготовке к этим жизненным переменам.
Чек-лист по физическому состоянию для подопечных с ТМНР
Дети приходят в детский дом-интернат (ДДИ) на много лет, если из Дома малютки, то на 14 и более. Соответственно, надо иметь возможность длительного мониторинга состояния ребенка и чётко оценивать/диагностировать начало и конец маршрута: в каком состоянии ребёнок поступил, как развивался, в каком состоянии покидает учреждение.
Методист АФК Ольга Щербань составила три варианта чек-листа по физическому состоянию для подопечных с ТМНР.
Подбор комнатной и прогулочной колясок при подготовке к переводу из ДДИ в ПНИ
При переводе подопечного со скелетно-суставными деформациями, беспомощного в своих перемещениях, необходимо тщательно подбирать коляску, учитывая отличия среды в ДДИ и ПНИ.
Важно знать, что с 2021 года государство дало возможность индивидуализированного выбора коляски с помощью электронного сертификата, что позволяет подобрать модель коляски и аксессуары в соответствии с особенностями и потребностями человека.
Рассказывают методист АФК Ольга Щербань и инструктор АФК Роман Богданов.
Благодаря готовности к диалогу удаётся улучшить жизнь ребят
Мы неоднократно рассказывали, что перевод из детского дома в психоневрологический интернат является одним из самых сложных событий в жизни человека с тяжёлыми множественными нарушениями развития.
Индивидуальный подход к каждому переводу помогает поддержать конкретного человека и качественно разобрать каждую историю. Одной из таких историй нам бы хотелось поделиться.